Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Кострома. Путеводитель по городу

Кострома основана в 1152 г., когда князь Юрий Долгорукий заложил на левом берегу Волги, у впадения в нее реки Костромы, крепость. Возможно, название города происходит от реки Кострома, в устье которой основан город. В свою очередь река так названа от обилия костров, горящих на берегах во время сплава леса. Возможно, название этого города связано с древним обычаем отмечать наступление лета так называемыми похоронами Костромы. Кострома представляла собой соломенную куклу, одетую в женское платье.

Герб Костромы является первым городским гербом в истории России.

Изображает галеру «Тверь», на которой императрица Екатерина II прибыла в Кострому. Во второй половине XIII в. Кострома становится центром самостоятельного княжества. В XVI в. возрастает роль города как ремесленного и торгового центра. От той эпохи остались многие архитектурные памятники, в том числе ансамбль Ипатьевского монастыря. В конце XVIII в. Кострома становится губернским центром, утверждается генеральный план застройки, по которому городские радиальные улицы сходились к центральной площади, открытой в сторону Волги. Многие из зданий, построенных в эти годы, сохранились и поныне.

К началу XIX в. Кострома уже значительный промышленный центр. К 70-м гг. XIX в. открываются новые прядильные и ткацкие фабрики. Город Кострома издавна славился своими сырами. Костромской сыр известен не только в России, но и за ее пределами. В последние годы в центре Костромы проходит ярмарка Сырная биржа. Костромская земля подарила миру таких известных людей, как режиссер Андрей Тарковский, великий драматург Александр Николаевич Островский. Творчество Бориса Михайловича Кустодиева — знаменитого русского живописца — тесно связано с Костромским краем.

Два важных фактора имели существенное значение для основания около семисот лет назад Ипатьевского монастыря и для его последующего развития: местоположение при впадении реки Костромы в Волгу на важной торговой магистрали и покровительство, оказываемое монастырю костромскими вотчинниками, родоначальниками фамилии Годуновых, а впоследствии — Романовых. С периодом Смутного времени связана история подвига Ивана Сусанина и успешная шестимесячная борьба костромского народного ополчения с польско-литовскими отрядами, засевшими в Ипатьевском монастыре. В этом же монастыре Михаил Романов в 1613 г. скрывался от поляков.

Входим в монастырь через главные Северные (Екатерининские) ворота, возведенные в 1767 г, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II. Они ведут на территорию Старого города. С левой стороны от Северных ворот находится Пороховая башня. По правую руку от ворот расположена Кузнечная башня. Между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами — Братским и Наместни-чим, находится засепье (ХУ1XVII вв.) — узкий открытый внутренний коридор. В военное время это был дополнительный оборонительный рубеж, в мирное — хозяйственное помещение. По левую руку от Северных ворот располагается Братский корпус (XVI, XVIII вв.).

Справа от Северных ворот, в центре Старого города, находится мемориальная колонна, возведенная в 1839 г. в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. С правой стороны от Северных ворот находится Наместничий корпус (ХУ1-Х1Х вв.). В XVII в. здесь располагались покои настоятеля монастыря. По левую руку от Наместничего корпуса находятся Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, возведенные в 1841-1863 гг. по проекту К.А.Тона и Н.П.Григорьева. Через Святые ворота можно попасть во вторую зону монастыря — Архиерейский сад, устроенный в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове.

По обеим сторонам от Святых ворот находится Архиерейский корпус (ХУ1-Х1Х вв.) — крупнейшее жилое здание монастыря. Напротив Святых ворот находится Троицкий собор — главный храм монастыря. Фресковый ансамбль собора представляет собой вершину русской монументально-духовной живописи XVII в. В подклете храма находится усыпальница, именуемая «годуновская» — там погребены члены семьи Годуновых. Далее идем вдоль монастырских стен и подходим к Водяной башне. Продолжаем движение вдоль стен монастыря — на изломе южного прясла стены находится Воскобойная башня (проездная).

Рядом с Воскобойной башней вдоль западной стены кремля протянулось длинное здание, объединившее в своем объеме Трапезный корпус (западная часть) и корпус Свечного завода. Слева от Трапезного корпуса находится Квасная башня. Напротив входа в Троицкий собор возвышается звонница — (1601-1604 гг.) В 1645-1646 гг. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня. Вдоль западного прясла крепостной стены Старого города располагаются Кельи над погребами. По левую руку от Келий над погребами находятся палаты бояр Романовых («Царские чертоги») ХУ1-Х1Х вв. В этом здании жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж.

Между Кельями над погребами и палатами бояр Романовых находятся Западные ворота (XVII в.). С середины XVII в. соединяют территории Старого и Нового города — через них попадаем в третью зону монастыря — Новый город, который сформировался в 1642-1645 гг. по указу царя Михаила Федоровича. По правую руку от ворот находится Вотчинная контора — единственная постройка на территории Нового города. В центре западной стены, между двумя крепостными башнями Нового города находится Зеленая башня (ХУЛ в.) Поставлена на месте, где 19 марта 1613 г. отъезжающий в Москву Михаил Феодорович прощался с провожавшими его иноками монастыря.

Костромской архитектурно-этнографический музей расположен рядом с Ипатьевским монастырем на берегу реки Игуменки. Это один из первых в России музеев под открытым небом. История музея начинается в 1958 году, когда на территорию нового города Ипатьевского монастыря, получившего статус музея, была перевезена первая деревянная церковь — храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи (1628 г.). До наших дней храм, к сожалению, не сохранился — он сгорел в начале 2000-х годов. В музее проводятся разнообразные праздники, посвященные народным промыслам. У входа нас встречает герой русских сказок — трехглавый змей Горыныч.

Итак, сворачиваем с главной аллеи налево — узкая тропинка приведет нас к дому крестьянина-старообрядца Скобелкина из деревни Стрельниково (середина XVIII в.)- Проходим мимо ресторана «Костромская слобода», где при желании можно сытно пообедать, и опять сворачиваем налево. На сей раз тропка выведет нас к церкви Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Верхний этаж занимал «летний» (не отапливаемый) храм в честь Ильи Пророка. Теперь настало время прогуляться по главной улице — первый объект осмотра — дом крестьянки Чапыгиной из деревни Большое Андрейково (XIX в.).

В избе восстановлен типичный интерьер бедной крестьянской семьи. Двигаемся дальше — следующий дом — черная изба 1-й половины XIX в. крестьянина Тарасова из деревни Мухино (экспонируется свадебный интерьер). О Следующий дом принадлежал крестьянину Цнпелеву из деревни Аристиха (экспонируется как изба гончара). За ним — амбары из деревня Собакино (конец XIX в), служившие для хранения запасов зерна. Близ дома Ципелева, на берегу речки Игумен-ка, находится часовня из деревни Большое Токарёво (конец XVIII — начало XIX вв.), освященная в честь Казанской иконы Божией Матери.

Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды (крещение, венчание, причастие и др.) в часовнях не совершались.

Службы в часовнях проходили не каждый день, чаще были приурочены к каким-либо событиям. Рядом с домом Ципелева располагается дом крестьянки Лоховой из деревни Вашкино. Середина XIX в.(экспозиция посвящена традициям и обрядам в воспитании детей в крестьянских семьях). О Следующий дом по улице — дом-пятистенок Серова из деревни Мытищи (интерьер — горница с элементами городской культуры). За домом — овин из деревни Пустынь (конец XIX в.), который служил для просушки снопов перед обмолотом. Последний дом на улице — дом Липатова из деревни Журавлево (1854 г.).

Это изба-усадьба, где кроме хозяев жили и наемные рабочие. За домом — кузница. Для ознакомления со второй частью экспозиции нам придется возвратиться к часовне и перейти деревянный мостик через реку Игуменку — оказываемся на небольшом островке с водяной мельницей. По левую руку, на противоположной стороне, находятся бани на сваях из деревни Ведерки (конец XIX в.). Впереди находится еще один деревянный мостик — переходим его. Перед нами — ветряные мельницы. Чуть поодаль с левой стороны — стоит часовня из деревни Приты-кино (конец XVIII — начало XIX вв). И завершается наша увлекательная экскурсия по деревянной сказке около церкви Спаса Всемилостивого из села Фоминское (1712 г.). Относится к широко распространенному типу клетских церквей. Состоит из четырех «клетей» (частей-объемов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени).

Мы находимся в самом сердце Костромы, на Сусанинской (бывшей Екатеринославской площади). До пожара 1773 г. на ее месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения — городской посад. В южной части площади разместился комплекс торговых рядов XVIII-XIX вв. В названия рядов вкладывалось и их торговое предназначение. В основу их планировки была положена типовая секция купеческой лавки: в первом этаже размещалось торговое помещение, на чердаке и в подвале — склады.

Встанем на пересечении улиц Текстильщиков и Симановского. Здесь располагается один из символов города — Пожарная каланча — выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма. В 2005 г. каланча была передана Костромскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, там размещается его военноисторический отдел. Справа от каланчи находится здание Гаупвахты, построенное в 1823-1826 гг. по проекту П.И.Фурсова. С 1996 г. в нем размещается Литературный отдел Костромского музея-заповедника. По правую руку от Гаупвахты располагается величественный особняк в стиле классицизм — дом генерала Борщова, построенный в 1830-х гг.

Справа от дома Борщова, напротив пожарной каланчи, находится здание Присутственных мест, построенное в 1806-1808 гг. по проекту Н.И.Метлина. В наши дни в здании расположена городская мэрия. Вдоль Сусанинской площади и улицы Молочная гора протянулся комплекс Красных рядов (Гостиный двор), где торговали тканями, обувью, кожами, мехами. Комплекс построен по проекту К.Клера в 1791-1796 гг. Напротив восточного фасада Красных рядов расположены Табачные ряды (первоначально овощные линии), построенные в 1822 г. по проекту В.П.Стасова. В южный торец рядов включена часовня Успенского собора.

Рядом, через дом, расположены Масляные ряды, возведенные в 1810-х гг. по проекту губернского архитектора Н.И.Метлина. Входим во двор Красных рядов через арку колокольни, возведенной по проекту архитектора С.А.Воротилова в начале XIX в. в стиле классицизм. С правой стороны расположена церковь Спаса в рядах, построенная на торговой площади в 1766 г., еще до возведения Торговых рядов. Кроме церкви, во дворе Красных рядов расположены четыре небольших каменных одноэтажных здания Молочных рядов, построенных в 1831-1832 гг. архитектором П.И.Фурсовым для торговли мелкой галантереей.

Снова выходим на улицу Молочная гора. Г-образное здание напротив Красных рядов — Квасные ряды — выполнены в стиле зрелого классицизма. Рядом с ними располагаются Пряничные ряды, построенные в классическом стиле. Торцы корпуса Пряничных рядов оформлены небольшими часовнями, которые принадлежали: одна — Успенскому собору, другая — Николо-Бабаевскому монастырю. В небольшом здании близ Пряничных рядов — Зеленых рядах сейчас располагается ювелирный магазин. За Пряничными рядами находятся Рыбные (справа) и Шорные ряды (слева).

В Рыбных рядах располагается картинная галерея. Рядом с Шорными рядами заходится часовня Николая Чудотворца на Молочной горе, построенная в классическом стиле в 1830-х гг. За Рыбными рядами находятся Живорыбные и Чайные ряды, за Шорными — Мясные ряды. О Проходим мимо часовни — вновь оказываемся на улице Молочная гора. В здании слева, бывшей «Чайной общества трезвости и коммерческой биржи», располагается Музей природы Костромской области, в нем развернута экспозиция «Коренная зима», гордость музея — энтомологическая коллекция, включающая более 4000 насекомых и бабочек.

Слева от музея расположены Малые Мучные ряды, построенные в 30-х годах XIX в. В южной части сквера между Красными и Мучными рядами находится 12-метровый монумент костромскому герою Ивану Сусанину скульптора Никиты Лавинского, воздвигнутый в 1967 г. Крестьянин Костромского уезда Иван Осипович Сусанин прославился тем, что зимой 1613 г. спас царя Михаила Романова от польских интервентов. На пересечении улицы Островского и улицы Щемиловка заходятся Большие Мучные ряды. Построены они в 1789 — конце 1790-х гг. в стиле классицизм по образцовому проекту Карла Клера известным местным зодчим С.А.Воротиловым.

В задании напротив располагается Костромской областной театр кукол. Экскурсия по улицам Костромы позволит нам познакомиться с основными памятниками старинного купеческого города. Начнем нашу прогулку, направившись от Сусанинской площади вверх по проспекту Мира. Обратим внимание на памятную табличку дома 1/1, что находится по левую руку от нас в самом начале проспекта. Этот дом знаменателен тем, что там жил Николай Алексеевич Островский.

По левой стороне проспекта расположен Романовский музей (дом №5). Здание было построено как музейное, что было редкостью для провинции в 1909-1911 гг. Оно выполнено в стиле древнерусского терема, а во внешнем декоре использованы элементы русской архитектуры XVII в. Музей имел церковный, исторический, этнографический отделы, многие экспонаты и документы были связаны с родом Романовых. В августе 2010 г. на базе Романовского музея открылись два музея — Ефима Честеякова и Бориса Кустодиева.

Следующее за ним здание — Дворянское собрание (дом № 7) — один из лучших памятников гражданской архитектуры в Костроме. Особняк построен в конце XVIII в. для купеческой семьи Дурыгина. Здание имеет великолепный концертный Большой Белый зал, обладающий уникальной акустикой. Сохранился при бывшем Дворянском собрании сад, в котором есть деревья 1880-1890-х гг. Идем по проспекту Мира до пересечения с улицей Князева, затем сворачиваем на Лавровскую улицу. По левую руку от нас — церковь Иоанна Златоуста на Лавровской, построенная в 1751 г. в стиле традиционной допетровской архитектуры. Это один из немногих храмов, которые не закрывались в советское время.

При нем работает воскресная школа, выстроен церковный дом. С Лавровской улицы заворачиваем налево на Сенную улицу, оттуда на Комсомольскую улицу и с нее поворачиваем на улицу Симановского. По левой стороне улицы находится Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского — Никитой. Входим в монастырь через ворота близ звонницы. Перед нами пятиглавый белокаменный Богоявленско-Анастасиин собор — самое древнее каменное сооружение Костромы. К нему примыкает огромный красный храм, который построили в 1864 г., превратив старый собор в его алтарную часть.

17 августа 1991 г. собор стал кафедральным. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую чудотворную икону Божией Матери. В 2002 г. у стены собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы — Георгию Победоносцу. По левую руку от собора располагается здание Костромской духовной семинарии Церковь Иоанна Златоуста (бывший трапезный корпус), по правую руку — памятный крест на месте разрушенного Никольского собора. На пересечении улиц Симановского и Пятницкой находится церковь, освященная во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенная в русско-византийском стиле.

Двигаемся по улице Симановского, сворачиваем на улицу Терешковой. По левую руку от нас Музей льна и бересты. Центральное место экспозиции музея занимает уникальная коллекция берестяных русских сказок. Посетители музея могут не только увидеть, как работают мастерицы за прялкой и ткацким станком, но и сами попробовать освоить это ремесло. Идем по улице Терешковой, сворачиваем на улицу Островского, оттуда на Комсомольскую улицу и выходим на улицу 1 Мая — там располагается обелиск Московской заставы.

Въезд в город со стороны пристани, оформленный двумя четырехугольными обелисками, увенчанными двуглавыми орлами, приобрел свой парадный вид в 1823 г.(на этот год был намечен приезд императора). Проектировал его архитектор П.И.Фурсов. На пересечении улицы 1 Мая с улицей Чайковского над набережной возвышается беседка Островского, построенная на месте существовавшей здесь с первой половины XIX в. прежней деревянной беседки. А.Н.Островский неоднократно упоминал прежнюю беседку в своих дневниках и письмах. Беседка знаменита еще и тем, что ее сняли в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница».

Двигаемся по улице Чайковского — заходим в Центральный парк — там располагается памятник Ленину — один из первых в стране. Интересно, что в 1927 г. фигура Ленина была водружена на постамент, подготовленный для монумента, посвященного 300-летию дома Романовых, постройка которого была прекращена с началом революции. Дойдем до Советской площади (бывшей Воскресенской). По левую руку от нас — 4,5-метровый памятник основателю города Юрию Долгорукому работы московского скульптора Владимира Цер-ковникова. Он был установлен в 2004 г., когда город отмечал свое 850-летие. О Сворачиваем на Советскую улицу. На углу квартала, северным фасадом выходя на красную линию Советской улицы, восточным — на Крестьянскую стоит дом купца И.В.Малышева — один из лучших памятников жилой архитектуры Костромы конца XVIII в. в стиле зрелого классицизма.

Продолжаем движение по Советской улице, сворачиваем на Лагерную улицу. На пересечении Лагерной улицы и Лагерного переулка располагается терем Снегурочки (открыт ежедневно с 10.00 до 18.00). В музее внучка Деда Мороза рассказывает о своей жизни в Тереме. После экскурсии по Терему у гостей есть возможность посетить Ледяную комнату. С Лагерной улицы сворачиваем на Юношескую улицу — оттуда на Осыпную улицу и выходим на улицу Нижняя Дебря, где находится церковь Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся посадский храм в Костроме. Название «Дебря» означает место, заросшее непроходимым лесом, дебри.

Материал создан: 28.08.2015



Хронология доимперской России