Я русский

что значит быть русским человеком

Плёс. Путеводитель по городу

На высоком берегу Волги, при впадении в нее реки Шохонки, издревле жили люди.  Первое летописное упоминание Плёса относится к 1141 г.  Он был основан одним из владимиро-суздальских князей (предположительно Юрием Долгоруким) на землях, принадлежавших финно-угорскому племени меря.  Город строился как пограничная крепость, которая должна была защищать северные границы Владимиро-Суздальской Руси от постоянных военных вторжений Волжской Булгарии.

Торгово-ремесленное население города размещалось на посаде, располагавшемся у подножия Соборной горы на территории современной набережной и Заречья. Первая плёсская крепость погибла в 1238 г. при нашествии татаро-монгол.  В 1410 г. на месте существующего поселения по велению московского князя Василия Дмитриевича — сына Дмитрия Донского — была построена новая крепость, часть таможенно-оборонительной системы, контролировавшей торговый путь по Волге. В XVII в. Плёс становится перевалочным пунктом по оптовой торговле зерном, привозимым из низовых губерний.

В конце века в Плёсе появляются первые каменные строения: Успенский собор (1699 г.) и два административных здания на территории бывшей крепости, Петропавловская церковь за речкой Шохонкой и Преображенская пустынь на западной окраине. В XVIII в. каменное строительство продолжалось.  После постройки в 1871 г. железной дороги от Иваново-Вознесенска до Кинешмы городутрачивает это значение. В 1778 г.

Плёс стал уездным городом Костромского наместничества и вскоре получил герб: «В первой части щита часть герба Костромского, во второй части щита — в серебряном поле река с выходящим из нее Плёсом, означающая имя сего города».

В это время сложилась своеобразная плёс планировка, определяемая сложным рельефом местности: улицы тянутся параллельно Волге.  Со времени основания города в Плёсе работали ювелиры.  Они занимались выделкой колец, серег и других изделий.  Большое развитие получили в Плёсе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный.  Особенно отличались в своем ремесле плёсские кузнецы.  Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плёсской округи.

Издавна славились и плёсские резчики по дереву и металлу. В 1888-1890 гг. в Плёс неоднократно приезжал великий русский пейзажист И.И.Левитан (в доме купца Солодовникова, где он останавливался, открыт музей).  Здесь им написаны почти двести пейзажей и этюдов, хранящихся во многих крупных музеях страны («После дождя. Плёс», «Вечер. Золотой Плёс», «Над вечным покоем», «Золотая осень.Слободка», «Осень. Мельница. Плёс»).  Своими плёсскими работами он привлекает большое внимание к городу и его пейзажам, и в конце XIX в. город и его окрестности превратились в любимое место отдыха русской интеллигенции.

Начнем свое знакомство с городом Плёс с парадных ворот — Троицкой и Введенской церквей, расположенных на площади городского автовокзала при въезде в город из Иванова.  Отсюда в старые времена начинался в Плёсе шуйский и нерехтский тракты.  Архитектурный ансамбль состоит из холодной церкви Троицы Живоначальной и теплой Введения во храм Пресвятой Богородицы. Идем по улице Корнилова, сворачиваем на улицу Спуск Горы Свободы. В доме № 1 расположился Музей древнерусской семьи, который представляет собой археологическую реконструкцию плёсской посадской усадьбы начала XIII в.

На этой же улице в деревянной избе, в которой воссоздан интерьер типичного плёсского жилища конца XIX — начала XX вв., располагается музей «Русская изба».  В доме № 7 находится еще один интересный музей — Музей свадьбы, где можно познакомиться с особенностями местного городского свадебного обряда. Продолжаем подъем по улице Спуск Горы Свободы, попадаем на улицу Гора Свободы (Соборную гору).  Это место по праву считается сердцем города, отсюда начался его рост и развитие.  На Горе Свободы расположен старейший храм города — Успенский собор, возведенный в 1699 г. и представляющий собой провинциальный вариант московского барокко.

Напротив собора находится здание бывших Присутственных мест, построенное в 1786 г. по образцовому проекту екатерининских времен.  В конце XIX в. в зданиях размещались городская управа, Высшее начальное училище. У здания Присутственных мест располагается памятник князю-основателю города Василию Дмитриевичу, установленный в 1910 г., в год празднования 500-ле-тия Плёса.  По периметру горы проходит извилистая аллея со смотровыми площадками, откуда прекрасно просматривается Волга.

На противоположной от Волги стороне аллеи находятся остатки крепостного вала, датированного 1410 г. Далее идем по Проездному переулку на площадь Революции (бывш. Торговая).  На крутом спуске к Торговой площади стоит церковь Воскресения Христова, построенная в 1817 г.  В 1962 г. храм был перестроен под картинную галерею.  Воскресенскую церковь можно увидеть в снятых в Плёсе фильмах «Китайский сервиз», «Золотой теленок», «Жестокий романс», «Два капитана».

Стоящая напротив деревянная часовня Михаила Архангела из деревни Антоново, построенная в 1825 г., в 1980-х гг. была перевезена в Плёс.  Сейчас в ней размещается выставочный зал Плёсского музея.  На другой стороне Торговой площади располагается двухэтажный кирпичный дом.  Это здание пожарной части, построенное в 1885 г.  В правой части площади расположена Калашная улица — старейшая улица Плёса.  В настоящее время здесь находятся торговые павильоны, в которых можно приобрести сувениры.

Напротив туристического причала находится приземистое здание Мучных рядов, обрамляющее Торговую площадь с севера, где разместилась экспозиция «Художественные промыслы Ивановского края» (часы работы: с 9.00 до 18.00, перерыв: с 14.00 до 15.00, выходной пн).  В экспозиции представлены четыре направления в развитии художественных промыслов Ивановской области: ювелирное искусство, льняное жаккардовое ткачество, лаковая миниатюра двух центров, Палеха и Холуя, и ивановская вышивка.

В стоящем боком к Торговой площади здании с деревянной галереей располагаются Мясные (нижние) торговые ряды и чайная Векшина (24).  Дом построен во второй четверти XIX в. в стиле провинциального классицизма. Итак, мы на набережной Плёса, где расположился ряд двухэтажных старинных особняков XIX в. Дом Соболева (ул.Советская, 43).  Его владелец был знаменит дружбой с драматургом А.Н.Островским, бывавшим здесь неоднократно. Сейчас здание принадлежит Плвескому яхт-клубу. Здание магазина Бакакина (ул.Советская, 33) было построено первоначально как простой кирпичный амбар. Уже в 1890 г. его перестроили под трактир, а с 1900 г. здесь разместилось Плёсское общество трезвости.

Дом Грошева Дон Соболева (Плёссвки яхт-клуб)(ул. Советская, 29), богатого хлеботорговца, построенный в стиле классицизма, признан одним из самых красиво украшенных домов Плёса.  Дом купцов Смирновых (ул. Советская, 25).  С хозяином этого дома был близко знаком Исаак Левитан.  Один из потомков владельца этого дома, Николай Павлович Смирнов, стал известным писателем, ему принадлежит авторство романа о жизни и творчестве Левитана «Золотой Плёс».

Дом Введенских (ул. Советская, 15) интересен тем, что в отличие от других особняков в стиле классицизма его фасад украшают три пилястры, тогда В музее Левитана как строгие законы симметрии требовали четного числа колонн или пилястр.  Городская усадьба дворян Моисеевых (ул.Советская, 9-11), известная как Дом с колоннами.  Это внушительное здание в стиле классицизма.  Дом Новожилова (ул. Советская, 7), построенный в 1907 г., — единственный дом в городе в стиле модерн. Переходим через Ннжнвй Шохонский мост.

В начале улицы Луначарского находится мемориальный Дом-музей И.И.Левитана, открытый в 1972 г. (работает с 9.00 до 17.00, перерыв: Дом-музей Левитана с 13.00 до 14.00, выходной пн).  В этом доме художник жил и работал в летние месяцы 1888 и 1889 гг.  Рядом с музеем в 1974 г. был установлен памятник Левитану. Сворачиваем на улицу Кропоткина.  На пересечении с улицей Урицкого находится Никольская часовня (1892 г.) — классический пример часовен средней полосы России.  На левой стороне улицы Кропоткина в доме № 18 располагается галерея Льва Николаева (дом с надписью «Живопись и графика»).

Повернув направо от дома-музея И.И.Левитана, продолжаем маршрут по набережной Волги (ул. Луначарского) до Музея пейзажа.  Рядом с музеем находится скульптура «Дачница», установленная на набережной Волги в 2010 г.  Предполагается, что прообразом «Дачницы» Памятник Исааку Левитану стала художница Софья Кувшинникова, спутница Левитана.  Напротив «Дачницы», на другой стороне улицы располагается Музей пейзажа (работает: с 10.00 до 17.00, перерыв с 14.00 до 15.00, выходной: пн), открытый в 1997 г. в бывшем особняке купцов Грошева и Подгорнова. Выйдя из Музея пейзажа, повернем налево и по проулку поднимемся вверх.

На пересечении с улицей Урицкого находится церковь Варвары Великомученицы, запечатленная на картине Левитана «Золотой Плес*.  В интерьере храма сохранились клеевые росписи на евангельские темы. Дойдя до улицы Кирова, поворачиваем налево и, пройдя немного вперед, видим большую деревянную лестницу.  Здесь начинается тропа Левитана, ведущая на одноименную гору, ранее называвшуюся Петропавловской.  В настоящее время рядом со старинным кладбищем стоит Воскресенская деревянная церковь — копия знаменитой церкви, которая была изображена на картине Левитана «Над вечным покоем».  В 1903 г. эта церковь сгорела.  В Ильинском районе Ивановской области имелась похожая церковь, построенная в 1699 г.  Ее в 1982 г. перевезли в Плёс и поставили на месте сгоревшего храма.

Материал создан: 28.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru