Я русский

что значит быть русским человеком

Ярославль. Путеводитель по городу

Легенда об основании города гласит, что будущий великий киевский князь Ярослав Владимирович в 1010 г. объезжал свои владения и встретил в месте, где сливаются две реки Волга и приток ее Которосль, неизвестное племя язычников. Недружелюбно встретило местное население князя — напустили на него свирепую медведицу. Князь поверг зверя секирой (отсюда исторический герб Ярославля — медведь с секирой). И тогда покорились язычники князю.

А он решил здесь основать город с крепостью. Город нарекли в честь основателя Ярославлем. В XII-XIII вв. Ярославль стал одним из наиболее развитых городов Руси, крупным торгово-ремесленным и культурным центром. Центральная часть Ярославля, построенная по утвержденному Екатериной Великой регулярному плану 1778 г., является замечательным образцом градостроительного искусства эпохи классицизма. Радиально-кольцевая застройка города сохранилась до наших дней.

Уникальность Ярославля в том, что на его территории представлены постройки практически всех стилей русской архитектуры нескольких веков.

Градостроительная структура Ярославля получила признание мирового культурного сообщества — в 2005 г. исторический центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник градостроительства. В Ярославле был открыт первый общедоступный национальный театр, основанный сыном купца Федором Волковым в 1750 г. Самый известный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игоревен был найден в Ярославле. На ярославской земле родилась первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Впервые российский анимационный фильм «Старик и море» ярославского мультипликатора Александра Петрова получил приз американской киноакадемии «Оскар». Монастырь основан в XII в., однако его архитектурный ансамбль составляют постройки ХУ1-Х1Х вв. В начале XVI в. по распоряжению Ивана III он был отстроен при участии московских зодчих и отвечал уровню лучших столичных сооружений. Монастырь-крепость делали непреступным глубокие рвы с водой и высокие каменные стены с башнями. Две из них — Угличская и Богородицкая — сохранились и поныне.

В XVII в. монастырь двадцать четыре дня держал оборону в период литовско-польской интервенции. В 1747 г. здесь была открыта одна из первых в России духовных семинарий. В 1787 г. монастырь был закрыт и обращен в резиденцию ростовских и ярославских архиепископов. В советское время здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник» находящийся здесь и поныне. Входим в монастырь через Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Своды основного проезда расписаны фресками на темы Апокалипсиса в 1663-1664 гг.

Прямо перед нами звонница е церковью Печерской иконы Божией Матери — самое высокое сооружение монастыря (около 32 м). В церкви, находящейся на первом ярусе, сохранились фрагменты росписей. Посетителям разрешается подниматься на колокольню — с нее открывается прекрасный вид на историческую часть города. Рядом со звонницей находится церковь ярославских Чудотворцев Федора, Давида и Константина (1827-1831 гг.), архитектор П.Я.Паньков. Западный фасад этого храма выполнен в стиле классицизма, а алтарная часть храма восточного фасада — в духе древнерусской православной традиции.

С левой стороны к церкви примыкает Спасо-Преображенский собор — древнейший из дошедших до нас каменных храмов Ярославля. Основанный при князе Константине Всеволодовиче, он был выстроен заново в 1615-1516 гг. Росписи собора — один из немногих фресковых ансамблей времени Ивана Грозного, сохранившийся до нашего времени без существенных утрат. С восточной стороны, рядом с собором, находится Трифоновская часовня — каменное сооружение в стиле классицизма. Построена в 1830 г. над могилами местночтимых святых епископов Ростовских Прохора и Трифона и схимонаха Савватия.

По левую руку от центральных храмов находится комплекс примыкающих друг к другу зданий. Первое из них — Крестовая (Рождественская) церковь возведена в XVI в. В настоящее время лишена купола и используется под музейные помещения. Слева к церкви примыкает трапезная палата — раньше здесь устраивали приемы именитых гостей, а сейчас находится экспозиция «Слово о полку Игореве». К трапезной примыкают настоятельские покои (XVII в.). Сейчас в них находится отдел естественной истории, представляющий флору и фауну Ярославского края.

Напротив отдела естественной истории в южной части стены находятся Водяные ворота (XVII в.). Слева от Водяных ворот находится Юго-западная башня. Рядом с западной стеной монастыря располагаются два келейных корпуса. В северо-западном углу монастырской стены находится Богородицкая башня (1623 г.). Рядом с башней расположены погреба. С правой стороны от погребов находится ризница, где хранятся епархиальные ценности. Справа от ризницы расположен домик ризничего. В северной части стены расположена Угличская башня (1635-1646 гг.) — проезжая башня, через нее шел путь на Углич (отсюда и название).

Рядом с башней находится Хозяйственный корпус (XVIII в.) — сейчас там располагается ресторан «Спасские палаты». Идем вдоль восточных стен кремля — Михайловская башня находится в восточном углу стены. Рядом с башней располагается Хозяйственный корпус (1809 г.). С правой стороны от центральных соборов протянулось Бывшая монастырская трапезная Спасо-Преобраясенский собор украшен уникальными фресками 1560-х гг. длинное здание келейных корпусов (XVIII в.) — там сейчас находится отдел древнерусского искусства. Завершается наша экскурсия у здания Семинарского корпуса — ныне там расположен выставочный зал.

Начнем нашу прогулку по Ярославлю от Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря. Напротив них расположена часовня Казанской Богоматери (архитектор Г.Л.Дайнов), она представляет собой сооружение в форме ракеты с витражной перегородкой. Памятник открыт в августе 1997 г., в честь 386-летия выхода ополчения на Москву. Кстати, часовня изображена на 1000-рублевой купюре. Идем вдоль южных стен Спасо-Пре-ображенского собора по Которосльной Церковь Архангела Михаила набережной — напротив Михайловской (юго-восточной) башни находится церковь Архангела Михаила. В XVII в. она располагалась в Стрелецкой слободе и с тех пор служит гарнизонным храмом.

На пересечении Которосльной набережной и улицы Андропова находится церковь Спаса на Городу (1673 г.). Храм выполнен в духе ярославского зодчества XVII в. Во время подавления Ярославского восстания 1918 г. церковь сильно пострадала и была закрыта. Вновь церковь открылась только в 2003 г. в праздник медового Спаса. Следующая достопримечательность на Которосльной набережной — церковь Николая Чудотворца в Рубленом Церковь Спаса на Городу городе (1649 г.). Это единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля XVII в.

Ее фасады почти не имеют украшений, но здание в целом выглядит очень гармонично. По Которосльной набережной доходим до Стрелки, где, согласно легенде, был основан город. На Стрелке у слияния рек Волги и К ото росли стоит памятник 1000-летию Ярославля, установленный в 2010 г. и представляющий собой стелу высотой более 20 м на постаменте, вокруг которого установлены скульптуры князя-основателя, православного священника, древнего летописца, воинов-дружинников, женщины с ребенком.

К празднованию 1000-летия города Стрелку украсили комплексом светомузыкальных фонтанов и композиционных клумб. Со смотровой площадки на Стрелке открывается великолепный вид на Волгу и правый берег Которосли. Вдали виднеется замечательный Церковь Николы Рубленого по своей красоте храмовый комплекс в Коровниках (XVII-XVIII вв.). Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской Божией Матери, колокольни и Святых ворот в ограде. Неспешно прогуливаясь по Стрелке, подходим к Успенскому собору — главному собору города, золотые купола которого видны издалека.

Перед собором находится скульптурная композиция «Троица» — Стрелка при слиянии Волги и Которосли единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы. Теперь подходим к Успенскому собору — первому каменному собору Ярославля, его начали строить в 1215 г. по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории кремля. Собор стоял на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 г. Дважды перестраивался — в начале XVI в. и в середине XVII в. В 2004 г. на прежнем месте был заложен новый храм, который превосходит предшественника по высоте на 10 м. 12 сентября 2010 г. — в третий день празднования тысячелетия Ярославля Успенский собор был освящен.

За собором на площади Челюскинцев расположен памятник-монумент «Вечный огонь», установленный в 1968 г. в честь боевой и трудовой славы ярославцев в годы Композиция «Троица» Великой Отечественной войны. О Далее наш путь лежит вдоль Волжской набережной — неподалеку от Успенского собора находятся Митрополичьи палаты (Волжская набережная, 1) — одно из древнейших зданий города, редкий образец гражданской архитектуры XVII в. Построены как ярославская резиденция митрополита Ионы Сысоевича. В XVIII в. здесь останавливалась Екатерина Великая и написала 5 комедий для русского театра.

Сегодня в Митрополичьих палатах представлена богатейшая коллекция древнерусского искусства.

Следующая достопримечательность на берегу Волги — церковь Ильи Пророка и Тихона (Волжская наб., 5). Существует легенда, что именно на месте Тихоновского храма происходил поединок Ярослава Мудрого с медведем и что в память о княжеской победе здесь был заложен храм. Каменный двухэтажный храм в стиле классицизм построен в 1825-1832 гг. Продолжаем двигаться вдоль берега Волги. Совсем неподалеку от Тихоновской церкви находится Арсенальная (Волжская) башня — одна из двух сохранившихся башен укреплений Земляного города Ярославля (1658-1669 гг.). К западному фасаду башни примыкают Волжские ворота (начало XIX в.) — мост между Стрелкой и набережной.

Неподалеку от Арсенальной башни находится «Волжская жемчужина» — уникальный отель на воде. Сворачиваем под Волжские ворота — на Волжском спуске справа находится двухэтажный особняк конца XVIII в.— Дом Болконского. По легенде, этот дом связан с героем романа «Война и мир» Андреем Болконским, который умирал на Волжской набережной. Снова выходим на Волжскую набережную. Очередная достопримечательность — трехэтажное желтое здание с двумя флигелями главным фасадом, выходящее на набережную — дом губернатора, построенный по указу Александра! в 1821-1823 гг. (проект архитектора П.Я.Панькова).

Дом являлся не только официальной резиденцией ярославских губернаторов, но и императорским путевым дворцом. Здесь побывали все российские императоры от Александра I до Николая II. Сегодня здесь располагается постоянная экспозиция «Русское искусство XVIII-ХХ вв.». При доме губернатора разбит Губернаторский сад. Сейчас на его территории располагается экспозиция «Скульптура в пленэре». Сворачиваем в Народный переулок, в обычном городском дворе с детской площадкой расположена Ннкола-Наденнская церковь — первый каменный храм, построенный в Ярославле в XVII в. Иконостас был выполнен в 1751 г. по рисунку основателя первого русского профессионального театра — Федора Волкова. В церкви уцелели росписи 1640 г.

По переулку Критского снова выходим на набережную — на самом берегу Волги находится Беседка любви — один из символов Ярославля. Построена в 40-е гг. XIX в. Существует ярославская традиция — влюбленные должны поцеловаться и покрутиться на пяточке в этой беседке и тогда они проживут всю жизнь вместе. Двигаемся дальше по Волжской набережной — в небольшом особняке располагается частный музей «Музыка н время» (дом №31А). В музее представлены колокола и колокольчики, часы, музыкальные инструменты, утюги, самовары, музыкальные шкатулки, патефоны, старинные пластинки. Создатель музея — актер-фокусник и коллекционер Джон Мостославский.

Музей открылся в ноябре 1993 г. и считается первым частным музеем постсоветской России. Сворачиваем на улицу Кедрова — там находится церковь Рождества Христова, в ней уцелели уникальные росписи XVII в. Рядом располагается церковь Гурия, Самона н Авива — уникальный пример церкви-колокольни, которая была построена через несколько лет после Рождественского храма и соединялась с ним арочным переходом. Прогуливаясь по берегу Волги, мы издалека заметим изящную часовую башню речного вокзала.

Напротив нее на Волжской набережной в конце Первомайского бульвара находится памятник Николаю Алексеевичу Некрасову (1958г.) — русскому поэту и писателю, учившемуся в Ярославле. Рядом с вертикальным постаментом находится горизонтальная стела с изображением героев некрасовских произведений. Продолжаем двигаться по Волжской набережной — в бывшей Благовещенской, или Рыбачьей слободе, на берегу Волги, стоит красивая кирпичная церковь с необычными куполами. Это церковь Благовещения Святой Богородицы (1688-1702 гг.). Архитектура храма чрезвычайно проста и сдержанна: без подклета, без опоясывающих галерей, характерных для ярославских храмов XVII в.

Рядом с Благовещенским храмом стоит «теплая» церковь Вознесения Господня (1745 г.). Это простой, классический зимний храм, довольно низенький, с одной главой и одной широкой апсидой. В 1866 г.по проекту архитектора А.М.Достоевского (брата Ф.М.Достоевского) к «теплой» церкви была пристроена колокольня, снесенная в 1929 г. Идем по улице Суркова, сворачиваем на улицу Терешковой и попадаем на Красную (бывш.Семеновскую) площадь — одну из важнейших площадей Ярославля, которая складывалась на протяжении нескольких столетий. Она находится на пересечении оживленных транспортных и пешеходных путей, подчеркнута красивейшим Красным съездом с классическим мостом и аркадой.

Современная застройка площади сложилась в XX в. С северной стороны площади находится бывшее здание мужской гимназии (ныне Ярославский государственный университет им.Демидова). Его фасады богато украшены архитектурным декором, выдержанным в духе европейского ренессанса. Здесь в 1908-1910 гг. учился поэт Максим Адамович Богданович — классик белорусской литературы. В южной части площади расположена пожарная каланча, возведенная в 1911 г. Церковь Вознесенья Господня

Здание является ярким образцом стиля модерн, господствовавшего в начале столетия. Центральное место на Красной площади занимает четырехэтажный жилой дом с гигантской (на всю высоту здания) аркой, построенный в 1935 г. по проекту московского архитектора М.П.Парусникова. В 1939 г. на Красной площади, в сквере перед домом с аркой установлен памятник В.И.Ленину (скульптор В.В.Козлов). Далее нас ждет приятная прогулка по Первомайскому бульвару.

Недалеко от его пересечения с Первомайским переулком находится памятник святым благоверным Петру и Февронин Муромским — православным покровителям семьи, любви и верности. Сворачиваем ва Первомайский переулок, а оттуда на улицу Трефолева — с левой стороны улицы видим памятник Леониду Трефолеву — известному русскому поэту и публицисту. Напротив памятника находится Казанский собор, построенный по проекту архитектора А.И.Мельникова, в стиле позднего классицизма. Это первый каменный храм Казанского монастыря.

В 1919-1922 гг. на территории обители был концентрационный лагерь. С 1928 г.в Казанском соборе размещался Государственный архив Ярославской области. Покровский храм в 1930-х гг. переоборудован под библиотеку, а в 1948 г. под планетарий. С 1998 г. в Казанском соборе вновь открыт женский монастырь. Выходим по улице Трефолева на площадь Волкова — там располагается Академический театр драмы имени Ф.Г.Волкова — первый профессиональный театр в России. На площади перед театром в 1973 г. был установлен памятник его основателю.

По правую руку от театра — здание бывшей гостиницы «Ярославская». Напротив театра находится Знаменская церковь, построенная в 1890-х гг. К церкви пристроена Знаменская (Власьевская) башня — одна из двух сохранившихся башен укреплений Земляного города Ярославля. При проезде через ее ворота в петровские времена взимали налог на ношение бороды и старой одежды. Нынешнее здание Волковского театра построено и 1911 г. С площади Волкова сворачиваем на улицу Кирова — ярославский Арбат, где расположено множество магазинов и кафе.

Здесь же находится гостиница «Бристоль» (дом №4), воспетая в 1990-х годах шансонье Михаилом Кругом. Здание гостиницы было построено в 1910 г. и является ярким примером стиля модерн. Сегодня в нем располагается банк. В здании гостиницы «Бристоль»во время Ярославского мятежа 1918 г. был застрелен председатель Ярославского губисполкома С.М.Нахимсон. Еще одно строение, заслуживающее внимания, бывший дом Ерыклова (дом № 12) — крупное трехэтажное здание, украшенное богатым архитектурным декором в стиле ложного ренессанса, который был моден в конце XIX в.

Также на улице Кирова находится крупнейший книжный магазин города — «Дом книги» (дом № 18). По улице Кирова выходим на Советскую площадь — там располагается церковь Ильи Пророка — выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII в. Современный каменный храм построен в 1647-1650 гг. на средства ярославских купцов Скрипипых и был их домовой церковью. Там они и погребены в семейной усыпальнице с северной стороны храма. Церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг нее была создана Ильинская (ныне Советская) площадь, на которой разместился ряд административных учреждений. Справа от церкви находится трехэтажное здание, в котором помещался облисполком (ранее здесь находились присутственные места).

Напротив — корпус бывшей казенной палаты. Сейчас в нем размещается научно-исследовательский институт. Напротив церкви располагается построенное в 1981 г. здание областного комитета КПСС. Выходим на улицу Нахимсона. На ее пересечении с улицей Андропова (бывшей Ростовской) находится дом, ныне занимаемый мэрией. Его западный фасад протянулся вдоль улицы Андропова, северное крыло — вдоль улицы Нахимсона. Архитектура этого дома традиционна для классицизма. Декоративные элементы, украшающие здание, выделяются также за счет выпуска кирпича с затиркой; так получался контраст белых деталей и красного цвета стен.

Близ мэрии — на пересечении улиц Адропова и Депутатской находится часовня Александра Невского, построенная в 1892 г. по проекту Поздеева. Архитектура часовни выполнена в русском стиле и напоминает невысокую шатровую колокольню, богато украшенную кирпичным декором. Продолжаем свое движение по улице Нахимсона. В небольшом дворике находится скульптурная труппа «Афоня», на которой во весь рост представлены герои фильма в исполнении Леонида Куравлева и Евгения Леонова. Фильм «Афоня» был снят в Ярославле в 1975 г. Рядом с памятником находится народная пнвная «Афоня». С улицы Нахимсона попадаем на Богоявленскую площадь. Справа от Богородской башни Спасо-Яковлевс-кого монастыря находится церковь Богоявления Господня (1684-1693 гг.) — прекрасный образец ярославского зодчества конца XVII в.

В церкви сохранились росписи 1692-1693 гг.

Слева — Главпочтамт — центральное отделение связи. В центре Богоявленской площади — памятник Ярославу Мудрому — отцу-основателю города. Проходим мимо Угличской башни Спасо-Преображен-ского монастыря и идем вдоль его восточных стен по улице Первомайской — там находится памятник медведице — символу Ярославля. Бронзовый медведь рычит строго по расписанию раз в час. Собственно на этом месте, рядом с символом Ярославля, и заканчивается наше знакомство с городом.

Материал создан: 28.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru