Я русский

что значит быть русским человеком

Ярославль. Путеводитель по городу

Легенда об основании города гласит, что будущий великий киевский князь Ярослав Владимирович в 1010 г. объезжал свои владения и встретил в месте, где сливаются две реки Волга и приток ее Которосль, неизвестное племя язычников. Недружелюбно встретило местное население князя — напустили на него свирепую медведицу. Князь поверг зверя секирой (отсюда исторический герб Ярославля — медведь с секирой). И тогда покорились язычники князю.

А он решил здесь основать город с крепостью. Город нарекли в честь основателя Ярославлем. В XII-XIII вв. Ярославль стал одним из наиболее развитых городов Руси, крупным торгово-ремесленным и культурным центром. Центральная часть Ярославля, построенная по утвержденному Екатериной Великой регулярному плану 1778 г., является замечательным образцом градостроительного искусства эпохи классицизма. Радиально-кольцевая застройка города сохранилась до наших дней.

Уникальность Ярославля в том, что на его территории представлены постройки практически всех стилей русской архитектуры нескольких веков.

Градостроительная структура Ярославля получила признание мирового культурного сообщества — в 2005 г. исторический центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник градостроительства. В Ярославле был открыт первый общедоступный национальный театр, основанный сыном купца Федором Волковым в 1750 г. Самый известный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игоревен был найден в Ярославле. На ярославской земле родилась первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Впервые российский анимационный фильм «Старик и море» ярославского мультипликатора Александра Петрова получил приз американской киноакадемии «Оскар». Монастырь основан в XII в., однако его архитектурный ансамбль составляют постройки ХУ1-Х1Х вв. В начале XVI в. по распоряжению Ивана III он был отстроен при участии московских зодчих и отвечал уровню лучших столичных сооружений. Монастырь-крепость делали непреступным глубокие рвы с водой и высокие каменные стены с башнями. Две из них — Угличская и Богородицкая — сохранились и поныне.

В XVII в. монастырь двадцать четыре дня держал оборону в период литовско-польской интервенции. В 1747 г. здесь была открыта одна из первых в России духовных семинарий. В 1787 г. монастырь был закрыт и обращен в резиденцию ростовских и ярославских архиепископов. В советское время здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник» находящийся здесь и поныне. Входим в монастырь через Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Своды основного проезда расписаны фресками на темы Апокалипсиса в 1663-1664 гг.

Прямо перед нами звонница е церковью Печерской иконы Божией Матери — самое высокое сооружение монастыря (около 32 м). В церкви, находящейся на первом ярусе, сохранились фрагменты росписей. Посетителям разрешается подниматься на колокольню — с нее открывается прекрасный вид на историческую часть города. Рядом со звонницей находится церковь ярославских Чудотворцев Федора, Давида и Константина (1827-1831 гг.), архитектор П.Я.Паньков. Западный фасад этого храма выполнен в стиле классицизма, а алтарная часть храма восточного фасада — в духе древнерусской православной традиции.

С левой стороны к церкви примыкает Спасо-Преображенский собор — древнейший из дошедших до нас каменных храмов Ярославля. Основанный при князе Константине Всеволодовиче, он был выстроен заново в 1615-1516 гг. Росписи собора — один из немногих фресковых ансамблей времени Ивана Грозного, сохранившийся до нашего времени без существенных утрат. С восточной стороны, рядом с собором, находится Трифоновская часовня — каменное сооружение в стиле классицизма. Построена в 1830 г. над могилами местночтимых святых епископов Ростовских Прохора и Трифона и схимонаха Савватия.

По левую руку от центральных храмов находится комплекс примыкающих друг к другу зданий. Первое из них — Крестовая (Рождественская) церковь возведена в XVI в. В настоящее время лишена купола и используется под музейные помещения. Слева к церкви примыкает трапезная палата — раньше здесь устраивали приемы именитых гостей, а сейчас находится экспозиция «Слово о полку Игореве». К трапезной примыкают настоятельские покои (XVII в.). Сейчас в них находится отдел естественной истории, представляющий флору и фауну Ярославского края.

Напротив отдела естественной истории в южной части стены находятся Водяные ворота (XVII в.). Слева от Водяных ворот находится Юго-западная башня. Рядом с западной стеной монастыря располагаются два келейных корпуса. В северо-западном углу монастырской стены находится Богородицкая башня (1623 г.). Рядом с башней расположены погреба. С правой стороны от погребов находится ризница, где хранятся епархиальные ценности. Справа от ризницы расположен домик ризничего. В северной части стены расположена Угличская башня (1635-1646 гг.) — проезжая башня, через нее шел путь на Углич (отсюда и название).

Рядом с башней находится Хозяйственный корпус (XVIII в.) — сейчас там располагается ресторан «Спасские палаты». Идем вдоль восточных стен кремля — Михайловская башня находится в восточном углу стены. Рядом с башней располагается Хозяйственный корпус (1809 г.). С правой стороны от центральных соборов протянулось Бывшая монастырская трапезная Спасо-Преобраясенский собор украшен уникальными фресками 1560-х гг. длинное здание келейных корпусов (XVIII в.) — там сейчас находится отдел древнерусского искусства. Завершается наша экскурсия у здания Семинарского корпуса — ныне там расположен выставочный зал.

Начнем нашу прогулку по Ярославлю от Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря. Напротив них расположена часовня Казанской Богоматери (архитектор Г.Л.Дайнов), она представляет собой сооружение в форме ракеты с витражной перегородкой. Памятник открыт в августе 1997 г., в честь 386-летия выхода ополчения на Москву. Кстати, часовня изображена на 1000-рублевой купюре. Идем вдоль южных стен Спасо-Пре-ображенского собора по Которосльной Церковь Архангела Михаила набережной — напротив Михайловской (юго-восточной) башни находится церковь Архангела Михаила. В XVII в. она располагалась в Стрелецкой слободе и с тех пор служит гарнизонным храмом.

На пересечении Которосльной набережной и улицы Андропова находится церковь Спаса на Городу (1673 г.). Храм выполнен в духе ярославского зодчества XVII в. Во время подавления Ярославского восстания 1918 г. церковь сильно пострадала и была закрыта. Вновь церковь открылась только в 2003 г. в праздник медового Спаса. Следующая достопримечательность на Которосльной набережной — церковь Николая Чудотворца в Рубленом Церковь Спаса на Городу городе (1649 г.). Это единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля XVII в.

Ее фасады почти не имеют украшений, но здание в целом выглядит очень гармонично. По Которосльной набережной доходим до Стрелки, где, согласно легенде, был основан город. На Стрелке у слияния рек Волги и К ото росли стоит памятник 1000-летию Ярославля, установленный в 2010 г. и представляющий собой стелу высотой более 20 м на постаменте, вокруг которого установлены скульптуры князя-основателя, православного священника, древнего летописца, воинов-дружинников, женщины с ребенком.

К празднованию 1000-летия города Стрелку украсили комплексом светомузыкальных фонтанов и композиционных клумб. Со смотровой площадки на Стрелке открывается великолепный вид на Волгу и правый берег Которосли. Вдали виднеется замечательный Церковь Николы Рубленого по своей красоте храмовый комплекс в Коровниках (XVII-XVIII вв.). Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской Божией Матери, колокольни и Святых ворот в ограде. Неспешно прогуливаясь по Стрелке, подходим к Успенскому собору — главному собору города, золотые купола которого видны издалека.

Перед собором находится скульптурная композиция «Троица» — Стрелка при слиянии Волги и Которосли единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы. Теперь подходим к Успенскому собору — первому каменному собору Ярославля, его начали строить в 1215 г. по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории кремля. Собор стоял на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 г. Дважды перестраивался — в начале XVI в. и в середине XVII в. В 2004 г. на прежнем месте был заложен новый храм, который превосходит предшественника по высоте на 10 м. 12 сентября 2010 г. — в третий день празднования тысячелетия Ярославля Успенский собор был освящен.

За собором на площади Челюскинцев расположен памятник-монумент «Вечный огонь», установленный в 1968 г. в честь боевой и трудовой славы ярославцев в годы Композиция «Троица» Великой Отечественной войны. О Далее наш путь лежит вдоль Волжской набережной — неподалеку от Успенского собора находятся Митрополичьи палаты (Волжская набережная, 1) — одно из древнейших зданий города, редкий образец гражданской архитектуры XVII в. Построены как ярославская резиденция митрополита Ионы Сысоевича. В XVIII в. здесь останавливалась Екатерина Великая и написала 5 комедий для русского театра.

Сегодня в Митрополичьих палатах представлена богатейшая коллекция древнерусского искусства.

Следующая достопримечательность на берегу Волги — церковь Ильи Пророка и Тихона (Волжская наб., 5). Существует легенда, что именно на месте Тихоновского храма происходил поединок Ярослава Мудрого с медведем и что в память о княжеской победе здесь был заложен храм. Каменный двухэтажный храм в стиле классицизм построен в 1825-1832 гг. Продолжаем двигаться вдоль берега Волги. Совсем неподалеку от Тихоновской церкви находится Арсенальная (Волжская) башня — одна из двух сохранившихся башен укреплений Земляного города Ярославля (1658-1669 гг.). К западному фасаду башни примыкают Волжские ворота (начало XIX в.) — мост между Стрелкой и набережной.

Неподалеку от Арсенальной башни находится «Волжская жемчужина» — уникальный отель на воде. Сворачиваем под Волжские ворота — на Волжском спуске справа находится двухэтажный особняк конца XVIII в.— Дом Болконского. По легенде, этот дом связан с героем романа «Война и мир» Андреем Болконским, который умирал на Волжской набережной. Снова выходим на Волжскую набережную. Очередная достопримечательность — трехэтажное желтое здание с двумя флигелями главным фасадом, выходящее на набережную — дом губернатора, построенный по указу Александра! в 1821-1823 гг. (проект архитектора П.Я.Панькова).

Дом являлся не только официальной резиденцией ярославских губернаторов, но и императорским путевым дворцом. Здесь побывали все российские императоры от Александра I до Николая II. Сегодня здесь располагается постоянная экспозиция «Русское искусство XVIII-ХХ вв.». При доме губернатора разбит Губернаторский сад. Сейчас на его территории располагается экспозиция «Скульптура в пленэре». Сворачиваем в Народный переулок, в обычном городском дворе с детской площадкой расположена Ннкола-Наденнская церковь — первый каменный храм, построенный в Ярославле в XVII в. Иконостас был выполнен в 1751 г. по рисунку основателя первого русского профессионального театра — Федора Волкова. В церкви уцелели росписи 1640 г.

По переулку Критского снова выходим на набережную — на самом берегу Волги находится Беседка любви — один из символов Ярославля. Построена в 40-е гг. XIX в. Существует ярославская традиция — влюбленные должны поцеловаться и покрутиться на пяточке в этой беседке и тогда они проживут всю жизнь вместе. Двигаемся дальше по Волжской набережной — в небольшом особняке располагается частный музей «Музыка н время» (дом №31А). В музее представлены колокола и колокольчики, часы, музыкальные инструменты, утюги, самовары, музыкальные шкатулки, патефоны, старинные пластинки. Создатель музея — актер-фокусник и коллекционер Джон Мостославский.

Музей открылся в ноябре 1993 г. и считается первым частным музеем постсоветской России. Сворачиваем на улицу Кедрова — там находится церковь Рождества Христова, в ней уцелели уникальные росписи XVII в. Рядом располагается церковь Гурия, Самона н Авива — уникальный пример церкви-колокольни, которая была построена через несколько лет после Рождественского храма и соединялась с ним арочным переходом. Прогуливаясь по берегу Волги, мы издалека заметим изящную часовую башню речного вокзала.

Напротив нее на Волжской набережной в конце Первомайского бульвара находится памятник Николаю Алексеевичу Некрасову (1958г.) — русскому поэту и писателю, учившемуся в Ярославле. Рядом с вертикальным постаментом находится горизонтальная стела с изображением героев некрасовских произведений. Продолжаем двигаться по Волжской набережной — в бывшей Благовещенской, или Рыбачьей слободе, на берегу Волги, стоит красивая кирпичная церковь с необычными куполами. Это церковь Благовещения Святой Богородицы (1688-1702 гг.). Архитектура храма чрезвычайно проста и сдержанна: без подклета, без опоясывающих галерей, характерных для ярославских храмов XVII в.

Рядом с Благовещенским храмом стоит «теплая» церковь Вознесения Господня (1745 г.). Это простой, классический зимний храм, довольно низенький, с одной главой и одной широкой апсидой. В 1866 г.по проекту архитектора А.М.Достоевского (брата Ф.М.Достоевского) к «теплой» церкви была пристроена колокольня, снесенная в 1929 г. Идем по улице Суркова, сворачиваем на улицу Терешковой и попадаем на Красную (бывш.Семеновскую) площадь — одну из важнейших площадей Ярославля, которая складывалась на протяжении нескольких столетий. Она находится на пересечении оживленных транспортных и пешеходных путей, подчеркнута красивейшим Красным съездом с классическим мостом и аркадой.

Современная застройка площади сложилась в XX в. С северной стороны площади находится бывшее здание мужской гимназии (ныне Ярославский государственный университет им.Демидова). Его фасады богато украшены архитектурным декором, выдержанным в духе европейского ренессанса. Здесь в 1908-1910 гг. учился поэт Максим Адамович Богданович — классик белорусской литературы. В южной части площади расположена пожарная каланча, возведенная в 1911 г. Церковь Вознесенья Господня

Здание является ярким образцом стиля модерн, господствовавшего в начале столетия. Центральное место на Красной площади занимает четырехэтажный жилой дом с гигантской (на всю высоту здания) аркой, построенный в 1935 г. по проекту московского архитектора М.П.Парусникова. В 1939 г. на Красной площади, в сквере перед домом с аркой установлен памятник В.И.Ленину (скульптор В.В.Козлов). Далее нас ждет приятная прогулка по Первомайскому бульвару.

Недалеко от его пересечения с Первомайским переулком находится памятник святым благоверным Петру и Февронин Муромским — православным покровителям семьи, любви и верности. Сворачиваем ва Первомайский переулок, а оттуда на улицу Трефолева — с левой стороны улицы видим памятник Леониду Трефолеву — известному русскому поэту и публицисту. Напротив памятника находится Казанский собор, построенный по проекту архитектора А.И.Мельникова, в стиле позднего классицизма. Это первый каменный храм Казанского монастыря.

В 1919-1922 гг. на территории обители был концентрационный лагерь. С 1928 г.в Казанском соборе размещался Государственный архив Ярославской области. Покровский храм в 1930-х гг. переоборудован под библиотеку, а в 1948 г. под планетарий. С 1998 г. в Казанском соборе вновь открыт женский монастырь. Выходим по улице Трефолева на площадь Волкова — там располагается Академический театр драмы имени Ф.Г.Волкова — первый профессиональный театр в России. На площади перед театром в 1973 г. был установлен памятник его основателю.

По правую руку от театра — здание бывшей гостиницы «Ярославская». Напротив театра находится Знаменская церковь, построенная в 1890-х гг. К церкви пристроена Знаменская (Власьевская) башня — одна из двух сохранившихся башен укреплений Земляного города Ярославля. При проезде через ее ворота в петровские времена взимали налог на ношение бороды и старой одежды. Нынешнее здание Волковского театра построено и 1911 г. С площади Волкова сворачиваем на улицу Кирова — ярославский Арбат, где расположено множество магазинов и кафе.

Здесь же находится гостиница «Бристоль» (дом №4), воспетая в 1990-х годах шансонье Михаилом Кругом. Здание гостиницы было построено в 1910 г. и является ярким примером стиля модерн. Сегодня в нем располагается банк. В здании гостиницы «Бристоль»во время Ярославского мятежа 1918 г. был застрелен председатель Ярославского губисполкома С.М.Нахимсон. Еще одно строение, заслуживающее внимания, бывший дом Ерыклова (дом № 12) — крупное трехэтажное здание, украшенное богатым архитектурным декором в стиле ложного ренессанса, который был моден в конце XIX в.

Также на улице Кирова находится крупнейший книжный магазин города — «Дом книги» (дом № 18). По улице Кирова выходим на Советскую площадь — там располагается церковь Ильи Пророка — выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII в. Современный каменный храм построен в 1647-1650 гг. на средства ярославских купцов Скрипипых и был их домовой церковью. Там они и погребены в семейной усыпальнице с северной стороны храма. Церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг нее была создана Ильинская (ныне Советская) площадь, на которой разместился ряд административных учреждений. Справа от церкви находится трехэтажное здание, в котором помещался облисполком (ранее здесь находились присутственные места).

Напротив — корпус бывшей казенной палаты. Сейчас в нем размещается научно-исследовательский институт. Напротив церкви располагается построенное в 1981 г. здание областного комитета КПСС. Выходим на улицу Нахимсона. На ее пересечении с улицей Андропова (бывшей Ростовской) находится дом, ныне занимаемый мэрией. Его западный фасад протянулся вдоль улицы Андропова, северное крыло — вдоль улицы Нахимсона. Архитектура этого дома традиционна для классицизма. Декоративные элементы, украшающие здание, выделяются также за счет выпуска кирпича с затиркой; так получался контраст белых деталей и красного цвета стен.

Близ мэрии — на пересечении улиц Адропова и Депутатской находится часовня Александра Невского, построенная в 1892 г. по проекту Поздеева. Архитектура часовни выполнена в русском стиле и напоминает невысокую шатровую колокольню, богато украшенную кирпичным декором. Продолжаем свое движение по улице Нахимсона. В небольшом дворике находится скульптурная труппа «Афоня», на которой во весь рост представлены герои фильма в исполнении Леонида Куравлева и Евгения Леонова. Фильм «Афоня» был снят в Ярославле в 1975 г. Рядом с памятником находится народная пнвная «Афоня». С улицы Нахимсона попадаем на Богоявленскую площадь. Справа от Богородской башни Спасо-Яковлевс-кого монастыря находится церковь Богоявления Господня (1684-1693 гг.) — прекрасный образец ярославского зодчества конца XVII в.

В церкви сохранились росписи 1692-1693 гг.

Слева — Главпочтамт — центральное отделение связи. В центре Богоявленской площади — памятник Ярославу Мудрому — отцу-основателю города. Проходим мимо Угличской башни Спасо-Преображен-ского монастыря и идем вдоль его восточных стен по улице Первомайской — там находится памятник медведице — символу Ярославля. Бронзовый медведь рычит строго по расписанию раз в час. Собственно на этом месте, рядом с символом Ярославля, и заканчивается наше знакомство с городом.

Материал создан: 28.08.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта