Я русский

что значит быть русским человеком

Кострома. Путеводитель по городу

Кострома основана в 1152 г., когда князь Юрий Долгорукий заложил на левом берегу Волги, у впадения в нее реки Костромы, крепость.  Возможно, название города происходит от реки Кострома, в устье которой основан город.  В свою очередь река так названа от обилия костров, горящих на берегах во время сплава леса.  Возможно, название этого города связано с древним обычаем отмечать наступление лета так называемыми похоронами Костромы.  Кострома представляла собой соломенную куклу, одетую в женское платье.

Герб Костромы является первым городским гербом в истории России.

Изображает галеру «Тверь», на которой императрица Екатерина II прибыла в Кострому.  Во второй половине XIII в. Кострома становится центром самостоятельного княжества.  В XVI в. возрастает роль города как ремесленного и торгового центра.  От той эпохи остались многие архитектурные памятники, в том числе ансамбль Ипатьевского монастыря.  В конце XVIII в. Кострома становится губернским центром, утверждается генеральный план застройки, по которому городские радиальные улицы сходились к центральной площади, открытой в сторону Волги.  Многие из зданий, построенных в эти годы, сохранились и поныне.

К началу XIX в. Кострома уже значительный промышленный центр. К 70-м гг. XIX в. открываются новые прядильные и ткацкие фабрики.  Город Кострома издавна славился своими сырами.  Костромской сыр известен не только в России, но и за ее пределами.  В последние годы в центре Костромы проходит ярмарка Сырная биржа. Костромская земля подарила миру таких известных людей, как режиссер Андрей Тарковский, великий драматург Александр Николаевич Островский.  Творчество Бориса Михайловича Кустодиева — знаменитого русского живописца — тесно связано с Костромским краем.

Два важных фактора имели существенное значение для основания около семисот лет назад Ипатьевского монастыря и для его последующего развития: местоположение при впадении реки Костромы в Волгу на важной торговой магистрали и покровительство, оказываемое монастырю костромскими вотчинниками, родоначальниками фамилии Годуновых, а впоследствии — Романовых.  С периодом Смутного времени связана история подвига Ивана Сусанина и успешная шестимесячная борьба костромского народного ополчения с польско-литовскими отрядами, засевшими в Ипатьевском монастыре.  В этом же монастыре Михаил Романов в 1613 г. скрывался от поляков.

Входим в монастырь через главные Северные (Екатерининские) ворота, возведенные в 1767 г, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.  Они ведут на территорию Старого города.  С левой стороны от Северных ворот находится Пороховая башня.  По правую руку от ворот расположена Кузнечная башня.  Между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами — Братским и Наместни-чим, находится засепье (ХУ1XVII вв.) — узкий открытый внутренний коридор.  В военное время это был дополнительный оборонительный рубеж, в мирное — хозяйственное помещение. По левую руку от Северных ворот располагается Братский корпус (XVI, XVIII вв.).

Справа от Северных ворот, в центре Старого города, находится мемориальная колонна, возведенная в 1839 г. в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. С правой стороны от Северных ворот находится Наместничий корпус (ХУ1-Х1Х вв.).  В XVII в. здесь располагались покои настоятеля монастыря. По левую руку от Наместничего корпуса находятся Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, возведенные в 1841-1863 гг. по проекту К.А.Тона и Н.П.Григорьева.  Через Святые ворота можно попасть во вторую зону монастыря — Архиерейский сад, устроенный в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове.

По обеим сторонам от Святых ворот находится Архиерейский корпус (ХУ1-Х1Х вв.) — крупнейшее жилое здание монастыря. Напротив Святых ворот находится Троицкий собор — главный храм монастыря.  Фресковый ансамбль собора представляет собой вершину русской монументально-духовной живописи XVII в.  В подклете храма находится усыпальница, именуемая «годуновская» — там погребены члены семьи Годуновых. Далее идем вдоль монастырских стен и подходим к Водяной башне.  Продолжаем движение вдоль стен монастыря — на изломе южного прясла стены находится Воскобойная башня (проездная).

Рядом с Воскобойной башней вдоль западной стены кремля протянулось длинное здание, объединившее в своем объеме Трапезный корпус (западная часть) и корпус Свечного завода.  Слева от Трапезного корпуса находится Квасная башня. Напротив входа в Троицкий собор возвышается звонница — (1601-1604 гг.) В 1645-1646 гг. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня. Вдоль западного прясла крепостной стены Старого города располагаются Кельи над погребами.  По левую руку от Келий над погребами находятся палаты бояр Романовых («Царские чертоги») ХУ1-Х1Х вв.  В этом здании жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой.  В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж.

Между Кельями над погребами и палатами бояр Романовых находятся Западные ворота (XVII в.).  С середины XVII в. соединяют территории Старого и Нового города — через них попадаем в третью зону монастыря — Новый город, который сформировался в 1642-1645 гг. по указу царя Михаила Федоровича. По правую руку от ворот находится Вотчинная контора — единственная постройка на территории Нового города.  В центре западной стены, между двумя крепостными башнями Нового города находится Зеленая башня (ХУЛ в.) Поставлена на месте, где 19 марта 1613 г. отъезжающий в Москву Михаил Феодорович прощался с провожавшими его иноками монастыря.

Костромской архитектурно-этнографический музей расположен рядом с Ипатьевским монастырем на берегу реки Игуменки. Это один из первых в России музеев под открытым небом.  История музея начинается в 1958 году, когда на территорию нового города Ипатьевского монастыря, получившего статус музея, была перевезена первая деревянная церковь — храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи (1628 г.).  До наших дней храм, к сожалению, не сохранился — он сгорел в начале 2000-х годов.  В музее проводятся разнообразные праздники, посвященные народным промыслам. У входа нас встречает герой русских сказок — трехглавый змей Горыныч.

Итак, сворачиваем с главной аллеи налево — узкая тропинка приведет нас к дому крестьянина-старообрядца Скобелкина из деревни Стрельниково (середина XVIII в.)- Проходим мимо ресторана «Костромская слобода», где при желании можно сытно пообедать, и опять сворачиваем налево.  На сей раз тропка выведет нас к церкви Ильи Пророка из села Верхний Березовец.  Верхний этаж занимал «летний» (не отапливаемый) храм в честь Ильи Пророка. Теперь настало время прогуляться по главной улице — первый объект осмотра — дом крестьянки Чапыгиной из деревни Большое Андрейково (XIX в.).

В избе восстановлен типичный интерьер бедной крестьянской семьи.  Двигаемся дальше — следующий дом — черная изба 1-й половины XIX в. крестьянина Тарасова из деревни Мухино (экспонируется свадебный интерьер). О Следующий дом принадлежал крестьянину Цнпелеву из деревни Аристиха (экспонируется как изба гончара).  За ним — амбары из деревня Собакино (конец XIX в), служившие для хранения запасов зерна.  Близ дома Ципелева, на берегу речки Игумен-ка, находится часовня из деревни Большое Токарёво (конец XVIII — начало XIX вв.), освященная в честь Казанской иконы Божией Матери.

Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды (крещение, венчание, причастие и др.) в часовнях не совершались.

Службы в часовнях проходили не каждый день, чаще были приурочены к каким-либо событиям.  Рядом с домом Ципелева располагается дом крестьянки Лоховой из деревни Вашкино.  Середина XIX в.(экспозиция посвящена традициям и обрядам в воспитании детей в крестьянских семьях). О Следующий дом по улице — дом-пятистенок Серова из деревни Мытищи (интерьер — горница с элементами городской культуры).  За домом — овин из деревни Пустынь (конец XIX в.), который служил для просушки снопов перед обмолотом.  Последний дом на улице — дом Липатова из деревни Журавлево (1854 г.).

Это изба-усадьба, где кроме хозяев жили и наемные рабочие.  За домом — кузница. Для ознакомления со второй частью экспозиции нам придется возвратиться к часовне и перейти деревянный мостик через реку Игуменку — оказываемся на небольшом островке с водяной мельницей.  По левую руку, на противоположной стороне, находятся бани на сваях из деревни Ведерки (конец XIX в.). Впереди находится еще один деревянный мостик — переходим его.  Перед нами — ветряные мельницы.  Чуть поодаль с левой стороны — стоит часовня из деревни Приты-кино (конец XVIII — начало XIX вв). И завершается наша увлекательная экскурсия по деревянной сказке около церкви Спаса Всемилостивого из села Фоминское (1712 г.).  Относится к широко распространенному типу клетских церквей.  Состоит из четырех «клетей» (частей-объемов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени).

Мы находимся в самом сердце Костромы, на Сусанинской (бывшей Екатеринославской площади).  До пожара 1773 г. на ее месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения — городской посад.  В южной части площади разместился комплекс торговых рядов XVIII-XIX вв.  В названия рядов вкладывалось и их торговое предназначение.  В основу их планировки была положена типовая секция купеческой лавки: в первом этаже размещалось торговое помещение, на чердаке и в подвале — склады.

Встанем на пересечении улиц Текстильщиков и Симановского.  Здесь располагается один из символов города — Пожарная каланча — выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма.  В 2005 г. каланча была передана Костромскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, там размещается его военноисторический отдел.  Справа от каланчи находится здание Гаупвахты, построенное в 1823-1826 гг. по проекту П.И.Фурсова.  С 1996 г. в нем размещается Литературный отдел Костромского музея-заповедника.  По правую руку от Гаупвахты располагается величественный особняк в стиле классицизм — дом генерала Борщова, построенный в 1830-х гг.

Справа от дома Борщова, напротив пожарной каланчи, находится здание Присутственных мест, построенное в 1806-1808 гг. по проекту Н.И.Метлина.  В наши дни в здании расположена городская мэрия. Вдоль Сусанинской площади и улицы Молочная гора протянулся комплекс Красных рядов (Гостиный двор), где торговали тканями, обувью, кожами, мехами.  Комплекс построен по проекту К.Клера в 1791-1796 гг.  Напротив восточного фасада Красных рядов расположены Табачные ряды (первоначально овощные линии), построенные в 1822 г. по проекту В.П.Стасова. В южный торец рядов включена часовня Успенского собора.

Рядом, через дом, расположены Масляные ряды, возведенные в 1810-х гг. по проекту губернского архитектора Н.И.Метлина. Входим во двор Красных рядов через арку колокольни, возведенной по проекту архитектора С.А.Воротилова в начале XIX в. в стиле классицизм.  С правой стороны расположена церковь Спаса в рядах, построенная на торговой площади в 1766 г., еще до возведения Торговых рядов.  Кроме церкви, во дворе Красных рядов расположены четыре небольших каменных одноэтажных здания Молочных рядов, построенных в 1831-1832 гг. архитектором П.И.Фурсовым для торговли мелкой галантереей.

Снова выходим на улицу Молочная гора.  Г-образное здание напротив Красных рядов — Квасные ряды — выполнены в стиле зрелого классицизма.  Рядом с ними располагаются Пряничные ряды, построенные в классическом стиле.  Торцы корпуса Пряничных рядов оформлены небольшими часовнями, которые принадлежали: одна — Успенскому собору, другая — Николо-Бабаевскому монастырю.  В небольшом здании близ Пряничных рядов — Зеленых рядах сейчас располагается ювелирный магазин.  За Пряничными рядами находятся Рыбные (справа) и Шорные ряды (слева).

В Рыбных рядах располагается картинная галерея.  Рядом с Шорными рядами заходится часовня Николая Чудотворца на Молочной горе, построенная в классическом стиле в 1830-х гг.  За Рыбными рядами находятся Живорыбные и Чайные ряды, за Шорными — Мясные ряды. О Проходим мимо часовни — вновь оказываемся на улице Молочная гора.  В здании слева, бывшей «Чайной общества трезвости и коммерческой биржи», располагается Музей природы Костромской области, в нем развернута экспозиция «Коренная зима», гордость музея — энтомологическая коллекция, включающая более 4000 насекомых и бабочек.

Слева от музея расположены Малые Мучные ряды, построенные в 30-х годах XIX в. В южной части сквера между Красными и Мучными рядами находится 12-метровый монумент костромскому герою Ивану Сусанину скульптора Никиты Лавинского, воздвигнутый в 1967 г.  Крестьянин Костромского уезда Иван Осипович Сусанин прославился тем, что зимой 1613 г. спас царя Михаила Романова от польских интервентов. На пересечении улицы Островского и улицы Щемиловка заходятся Большие Мучные ряды.  Построены они в 1789 — конце 1790-х гг. в стиле классицизм по образцовому проекту Карла Клера известным местным зодчим С.А.Воротиловым.

В задании напротив располагается Костромской областной театр кукол. Экскурсия по улицам Костромы позволит нам познакомиться с основными памятниками старинного купеческого города. Начнем нашу прогулку, направившись от Сусанинской площади вверх по проспекту Мира.  Обратим внимание на памятную табличку дома 1/1, что находится по левую руку от нас в самом начале проспекта.  Этот дом знаменателен тем, что там жил Николай Алексеевич Островский.

По левой стороне проспекта расположен Романовский музей (дом №5).  Здание было построено как музейное, что было редкостью для провинции в 1909-1911 гг.  Оно выполнено в стиле древнерусского терема, а во внешнем декоре использованы элементы русской архитектуры XVII в.  Музей имел церковный, исторический, этнографический отделы, многие экспонаты и документы были связаны с родом Романовых.  В августе 2010 г. на базе Романовского музея открылись два музея — Ефима Честеякова и Бориса Кустодиева.

Следующее за ним здание — Дворянское собрание (дом № 7) — один из лучших памятников гражданской архитектуры в Костроме.  Особняк построен в конце XVIII в. для купеческой семьи Дурыгина.  Здание имеет великолепный концертный Большой Белый зал, обладающий уникальной акустикой.  Сохранился при бывшем Дворянском собрании сад, в котором есть деревья 1880-1890-х гг.  Идем по проспекту Мира до пересечения с улицей Князева, затем сворачиваем на Лавровскую улицу.  По левую руку от нас — церковь Иоанна Златоуста на Лавровской, построенная в 1751 г. в стиле традиционной допетровской архитектуры.  Это один из немногих храмов, которые не закрывались в советское время.

При нем работает воскресная школа, выстроен церковный дом. С Лавровской улицы заворачиваем налево на Сенную улицу, оттуда на Комсомольскую улицу и с нее поворачиваем на улицу Симановского.  По левой стороне улицы находится Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского — Никитой.  Входим в монастырь через ворота близ звонницы.  Перед нами пятиглавый белокаменный Богоявленско-Анастасиин собор — самое древнее каменное сооружение Костромы.  К нему примыкает огромный красный храм, который построили в 1864 г., превратив старый собор в его алтарную часть.

17 августа 1991 г. собор стал кафедральным.  Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую чудотворную икону Божией Матери.  В 2002 г. у стены собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы — Георгию Победоносцу.  По левую руку от собора располагается здание Костромской духовной семинарии Церковь Иоанна Златоуста (бывший трапезный корпус), по правую руку — памятный крест на месте разрушенного Никольского собора.  На пересечении улиц Симановского и Пятницкой находится церковь, освященная во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенная в русско-византийском стиле.

Двигаемся по улице Симановского, сворачиваем на улицу Терешковой.  По левую руку от нас Музей льна и бересты.  Центральное место экспозиции музея занимает уникальная коллекция берестяных русских сказок.  Посетители музея могут не только увидеть, как работают мастерицы за прялкой и ткацким станком, но и сами попробовать освоить это ремесло. Идем по улице Терешковой, сворачиваем на улицу Островского, оттуда на Комсомольскую улицу и выходим на улицу 1 Мая — там располагается обелиск Московской заставы.

Въезд в город со стороны пристани, оформленный двумя четырехугольными обелисками, увенчанными двуглавыми орлами, приобрел свой парадный вид в 1823 г.(на этот год был намечен приезд императора).  Проектировал его архитектор П.И.Фурсов. На пересечении улицы 1 Мая с улицей Чайковского над набережной возвышается беседка Островского, построенная на месте существовавшей здесь с первой половины XIX в. прежней деревянной беседки.  А.Н.Островский неоднократно упоминал прежнюю беседку в своих дневниках и письмах.  Беседка знаменита еще и тем, что ее сняли в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница».

Двигаемся по улице Чайковского — заходим в Центральный парк — там располагается памятник Ленину — один из первых в стране.  Интересно, что в 1927 г. фигура Ленина была водружена на постамент, подготовленный для монумента, посвященного 300-летию дома Романовых, постройка которого была прекращена с началом революции. Дойдем до Советской площади (бывшей Воскресенской).  По левую руку от нас — 4,5-метровый памятник основателю города Юрию Долгорукому работы московского скульптора Владимира Цер-ковникова.  Он был установлен в 2004 г., когда город отмечал свое 850-летие. О Сворачиваем на Советскую улицу. На углу квартала, северным фасадом выходя на красную линию Советской улицы, восточным — на Крестьянскую стоит дом купца И.В.Малышева — один из лучших памятников жилой архитектуры Костромы конца XVIII в. в стиле зрелого классицизма.

Продолжаем движение по Советской улице, сворачиваем на Лагерную улицу.  На пересечении Лагерной улицы и Лагерного переулка располагается терем Снегурочки (открыт ежедневно с 10.00 до 18.00).  В музее внучка Деда Мороза рассказывает о своей жизни в Тереме.  После экскурсии по Терему у гостей есть возможность посетить Ледяную комнату. С Лагерной улицы сворачиваем на Юношескую улицу — оттуда на Осыпную улицу и выходим на улицу Нижняя Дебря, где находится церковь Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся посадский храм в Костроме.  Название «Дебря» означает место, заросшее непроходимым лесом, дебри.

Материал создан: 28.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru