Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Распад империи Рюриковичей

Распад «империи Рюриковичей» был обусловлен укреплением феодализма. Растет феодальное землевладение, развиваются города, торговля, ремесла. Укрепляется боярство; оно уже стремится к отделению от Киева и толкает к сепаратизму своих князей. Окрепшие области древней Руси стремятся превратиться в самостоятельные феодальные полугосударства-княжества. Наступает период феодальной раздробленности. После смерти Ярослава, последовавшей в 1054 г., земля Русская была разделена. между его сыновьями: Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль и Суздальскую землю, Игорь — Владимир-Волынский, а Вячеслав — Смоленск. В независимом от Киева Полоцке сидел Всеслав. Относительно самостоятелен был и Новгород.

Первое время три старших брата, Изяслав, Святослав и Всеволод, заключили союз. Но «триумвират» был не прочен. Первый удар ему нанесло восстание 1068 г. в Киеве. Поводом к восстанию послужил разгром половцами русских князей на реке Альте. Изяслав и Всеволод бежали в Киев. Сбежавшиеся в Киев жители окрестных поселений и киевские горожане, простые «людье», «чадь» требовали от князя оружия, заявляя, что если он не может отстоять город, то они сами будут драться с половцами. Изяслав отказался дать оружие, и восстание вспыхнуло. Восставшие искали воеводу Коснячка, чтобы разделаться с ним, но он скрылся; тогда они освободили захваченного Ярославичами князя Всеслава полоцкого, сидевшего в киевской тюрьме, и поставили его на княжение.

Изяслав с Всеволодом бежали; Изяслав нашел убежище у своего племянника, польского короля, и вскоре вместе с поляками пошел на Киев. Всеслав бежал, а киевляне, ждавшие жестокой расправы, обратились за посредничеством к Святославу и Всеволоду. Изяслав обещал не преследовать восставших, но, вступив в город, казнил 70 человек из числа тех, кто освобождал Всеслава, многих же ослепил и убил без суда; восстание было подавлено. В результате развития феодальных отношений крупные восстания прокатились и по другим областям. Языческие волхвы часто становились во главе таких движений, которые были не чем иным, как восстаниями смердов и горожан, направленными против князя, духовенства и бояр. В 60-х годах в Киеве, где действовали волхвы, было неспокойно. В 1071 г. в Суздальской земле вспыхнуло восстание смердов, вызванное голодом, грабежом и закабалением смердов «нарочитой чадью».

Во главе его стали два волхва. Отряд смердов в 300 человек прошел по Волге и Шексне до Белоозера; с трудом княжому даннику Яну Вышатичу удалось подавить это движение. Восстание вспыхнуло и в Новгороде, где княжил Глеб Святославич. За волхвом пошли «вси людие» новгородские. Глеб убил волхва и подавил движение. Восстания смердов и горожан были проявлением классовой борьбы в древней Руси, облекавшейся в религиозную оболочку борьбы с христианизацией под знаменем язычества. Вскоре после киевского восстания 1068 г., когда Святослав вступился за киевлян, купцов и простую «чадь» л выступил против польской ориентации Изяслава, союз Ярославичей распался, и в 1073 г. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава из Киева.

Киевским князем стал Святослав. Киевское духовенство во главе с Феодосием Печерским встретило его враждебно, обвиняя в «преступлении заповеди», но в самом Киеве у него нашлись сторонники — бояре и купцы, поддержавшие энергичного князя. Изяслав бежал в Западную Европу, всюду искал поддержки, обращался л к римскому папе. Борясь со своим соперником, Святослав действовал его же методами, стараясь сблизиться с польским королем Болеславом, императором Генрихом IV и папой Григорием VII. Желая продемонстрировать свое могущество, Святослав показывал свои неисчислимые богатства послам императора. По свидетельству Ламберта, сам Святослав и его сокровища произвели большое впечатление на послов. Политика Святослава, стремившегося использовать восстание в Болгарии для вторжения в Византию, а также его связи с Западом восстановили против него Византию.

Император Михаил VII Дука вступил в тайные переговоры со Всеволодом, обещая ему брак его дочери со своим братом за помощь в войне, но планы Византии не были осуществлены. Святослав крепко держал в своих руках все важнейшие пункты древней Руси: Всеволоду с сыном Владимиром Мономахом он отдал Чернигов, причем приставил к ним своего сына Давида; остальные сыновья Святослава были им посажены: Глеб — в Новгороде, Роман — в Тмутаракани, Олег — в Волыни и Ярослав — в Муроме. Святослав распоряжался всей Русской землей. Но попытки Святослава восстановить под своей властью единое Киевское государство не могли быть удачны. Даже в самом Киеве у него было немало врагов. Когда он умер (1076) и Всеволод занял киевский стол, Изяслав решил вернуться. Всеволод вышел ему навстречу, и братья помирились, причем Киев занял Изяслав, а Всеволод получил Чернигов. Борис Вячеславич был выбит из Чернигова, который он на время захватил, и бежал в Тмутаракань к Роману.

В 1078 г. в Тмутаракань бежал и Олег. Потомки Святослава были лишены «отчины». В далеком Заволочье был убит Глеб. Давид и Ярослав жили при дворе Всеволода и не играли самостоятельной роли. Заключив союз с половцами, Борис и Олег выступили против Всеволода и Изяслава. Им удалось на время овладеть Черниговом. Осажденные Моно-махом черниговцы решительно сопротивлялись. В бою у Нежатиной нивы объединенные дружины Изяслава, Всеволода, Мономаха и Ярополка разбили Бориса и Олега. В сражении были убиты Изяслав и Борис. Олег бежал в Тмутаракань. Неудачна была и попытка Романа в 1079 г. вернуть Чернигов. Роман был убит половцами, подкупленными Всеволодом и хазарами, предавшими обоих братьев Византии. Олег был схвачен хазарами и отправлен на острой Родос.

В Чернигове сел Мономах, а в Киеве — его отец Всеволод. Мономах, будучи черниговским князем, стремился расширить свои владения и ходил на вятичских князей —Ходоту с сыном. За время своего княжения в Чернигове Мономах не смог заручиться поддержкой черниговских бояр, купечества, простой «чади», и это не могло не сказаться на исходе сю борьбы с Олегом Святославичем, который после долгих мытарств и скитаний в 1094 г., после смерти Всеволода, вышел с половцами из Тмутаракани. В летописи Тмутаракань в последний раз упоминается под 1094 г. Тмутаракань играла большую роль в древней Руси. Она была крупнейшим торговым городом и гаванью, выросшими невдалеке от древней греческой торговой колонии Фанагории.

Здесь русские купцы покупали ткани, оружие, украшения, стекло, продавая рабов, меха, кожи, хлеб и т. п. Для князей и дружинников обладание этим городом, заброшенным среди нерусского населения, где славянских поселений было мало, давало возможность получать большие доходы. Русские князья собирали дань с касогов, ясов, обезов и других племен Северного Кавказа. Со времени Мстислава Тмутаракань закрепляется за Черниговом, хотя здесь сидело немало князей и из других стольных городов Руси. В XI в. в Тмутаракани появилось русское духовенство и была выстроена русская церковь, а в 60-х годах, при Ростиславе, влияние русского тмутаракан-ского князя настолько усилилось, что греки стали бояться за свои владения в Крыму. С конца XI в. Тмутаракань отрывается от приднепровской Руси. Выйдя из Тмутаракани, Олег двинулся к своей отчине — Чернигову. Мономах, не поддержанный черниговцами, вынужден был покинуть город и уступить его Олегу.

Энергичный Олег захватил и Муром, где в 1095 г. уже оказались его «посадники». Своим успехом Олег был обязан не только союзникам-половцам, но и той поддержке, которую ему оказывали города Северской земли. Когда в 1096 г. киевский князь Святополк Изяславич и Мономах предложили Олегу явиться в Киев для разрешения их спора на совещании епископов, мужей и «людей градьских», Олег гордо отказался. Началась война, одна из первых крупных усобиц. Олег Святославич, изгнанный Мономахом и Святополком из Чернигова, в союзе со своими родственниками — половецкими ханами, опираясь на северских и рязано-муромских бояр, отбил свою отчину, назначил в города Северской и Рязано-Муромской земель своих посадников и даже вторгся в чужую отчину — Ростово-Суздальский край. Лишь по прошествии долгого времени сын Мономаха Мстислав Владимирович разбил Олега. Волей-неволей Олегу пришлось согласиться на предложение Мономаха собраться на «снем» (съезд) и заключить «поряд»: в 1097 г. князья собрались на съезд в Любече.Закончилась первая крупная усобица, охватившая чуть ли не всю Русскую землю. Память о ней нашла отражение в великом памятнике русской литературы — Слове о полку И гореве:

Выли походы Ольговы,
Олега Святославича.
Тот оке Олег мечом крамолу ковал
И стрелы по земле рассеивал...
Тогда при Олеге Гореславиче
сеялась и взрастала усобица,
погибала жизнь Даж-божья внука.
В княжьих крамолах
веки человеков сокращалися.
Тогда по Русской земле
редко оратаи кликали,
но часто вороны каркали,
трупы деля меж собою,
да галки свою речь говорили,
стремясь полететь на поживу.

Материал создан: 05.08.2016



случайный русский баннер
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта