Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Однодревка, струг или челн

СТРУГ, ОДНОДРЁВКА, ОСИНОВКА, СТРУЖОК, ЧЁЛН — лодка для плавания по малым рекам и небольшим озерам. Представлял собой неглубокую лодку с заостренным носом и кормой грузоподъемностью около 200 кг, длиной около 3 м, рассчитанную на двух человек или одного человека с грузом. Лодка могла иметь банку, т. е. скамью, или быть без сиденья. Управляли ее движением с помощью одного весла с кормы или двумя веслами, которые вставляли в уключины, расположенные по центру лодки.

Внешний облик струга варьировался в рамках своего основного типа. Так, например, иногда его делали с очень сильно суженными и вытянутыми носом и кормой, а иногда они были более широкими и не так круто поднятыми. Струг изготавливали из ствола осины диаметром 75—80 см, длиной около 3 м. Для него выбирали здоровое, ровное дерево, срубленное зимой. Еще свежее дерево обтесывали с двух концов таким образом, чтобы наметились контуры будущей кормы и носа. Затем его выдалбливали изнутри топором и теслом.

Позднее, обычно ближе к весне, приступали к изготовлению струга: придавали окончательную форму носу и корме, выстругивая их рубанком, и начинали обработку внутренней части. Эта работа называлась у мастеров «открытие лодки» и проводилась в теплую безветренную погоду. Она заключалась в осторожном выскабливании слегка нагретой древесины с помощью долота. Этот процесс продолжался до тех пор, пока не появлялись шляпки от колышков из ольхи или ели, предварительно вбитых в заготовку лодки с внешней стороны. Колышки выделялись по цвету, и это позволяло выдерживать одинаковую толщину корпуса лодки.

Для крепления упругов (шпангоутов) на дне и по бокам с внутренней стороны лодки оставляли клампы (выступы высотой до 10 см) с просверленными в них отверстиями. Затем лодку подвешивали на веревках или устанавливали на козлах над костром, который старались разжечь по всей длине лодки. Распаривание лодки проводили или с помощью налитой в нее горячей воды, или с помощью сырой коры, брошенной на горячие угли костра и дававшей сильный пар. Корпус лодки для равномерного прогревания и увлажнения обычно вращали или покачивали над огнем.

Внутрь лодки вставляли еловые или рябиновые распорки, которые менялись на более длинные в процессе разведения бортов. Когда мастер решал, что борта лодки разведены на нужную ширину, в нее вставляли шпангоуты. Они опирались на клампы и закреплялись на них с помощью берестяных лент. Струги были с давних времен распространены по всей территории России, особенно в лесных районах Русского Севера и Сибири. Они имелись там почти в каждом хозяйстве, наряду с лодками из досок. Это объясняется тем, что струги были удобным транспортным средством.

Благодаря малой осадке и небольшому весу их легко можно было переносить между реками, доставлять в непроточные озера. Лишь в конце XIX в. они стали исчезать из русского быта в связи с вырубкой крупных деревьев, необходимых для их изготовления. Термин «струг» применительно к водному средству передвижения был известен еще в Древней Руси и происходил от слова «строгать». Однако в древности под словом «струг» подразумевалось вообще любое судно, независимо от его размеров, назначения и способа управления. Часто этот термин использовался, когда речь шла о большом судне для речных и морских перевозок.

В письменных источниках XV—XVI вв. встречаются упоминания о стругах «кладных» (с кладью), «досчатых», «полубленных», т. е. с палубами. Длина такого судна могла быть от 7 до 18 м. В старинной песне о нем говорится: Вниз по Волге-реке, с Нижня Новгорода, Снаряжен стружок, как стрела, летит. А на том на стружке, на снаряженном, Удалых гребцов сорок два сидит.

Материал создан: 22.10.2015



Хронология доимперской России