Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Ростов Великий. Путеводитель по городу

Ростов, самый древний из городов Северо-Восточной Руси, расположен на берегах озера Неро. Первое упоминание о городе относится к 862 г. Благодаря расположению на водном торговом пути Ростов рос и превращался в хозяйственный и культурный центр Северо-Восточной Руси. При Юрии Долгоруком, в середине XII в., Ростов стал называться Великим.

Своего культурного и экономического расцвета город достиг при ростовском князе Константине Всеволодовиче, который в 1216 г. перенес сюда Великокняжеский престол. В это время в Ростове строились каменные храмы, велась обширная торговля. К XIV в. Ростов стал важным церковным центром, в это время были построены Борисоглебский, Яковлевский, Рождественский монастыри, а в 1589 г. в городе разместилась резиденция ростовских митрополитов. Ростов Великий с XVII в. и до наших дней является крупнейшим центром искусства эмали в России. Первые упоминания о создании эмали на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174-1175).

В 1960 г. артель мастеров эмалевой миниатюры была преобразована в фабрику «Ростовская финифть», которая на сегодняшний день является единственным подобным предприятием в России. Как и в старину, фабрика по благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Сказочным Китежем встал Ростовский кремль над озером Неро. Кроме финифти, Ростов знаменит производством чернолощеной керамики. Мастерская по производству керамических изделий действует на территории Ростовского кремля.

Промысел по производству чернолощеной керамики существует в Ростове с XVI в. По традиции, во избежание путаницы при обозначении жителей двух разных городов — Ростова Ярославской области и Ростова-на-Дону, первых именуют «ростовцами», а вторых «ростовчанами». Рядовая застройка ростовских улиц по преимуществу состоит из деревянных домов. Ансамбль Ростовского кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово — Ярославской епархии. В древности его называли архиерейским или митрополичьим двором. Большая часть зданий кремля была построена, в основном, при митрополите Ионе (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений.

Зодчим Ростовского кремля был, по-видимому, исключительно талантливый каменщик Петр Досаев. Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили культовые и административные здания. В настоящее время ансамбль делится на три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский двор, примыкающую к нему с севера соборную площадь и с юга — Митрополичий сад.

Музей-заповедник «Ростовский кремль» открыт ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме 1 января, фрески и крепостные стены можно увидеть с 10.00 до 17.00 с 1 мая по 1 октября. Свое знакомство с Ростовски кремлем мы начнем с Соборной площади — одной из самых древних частей Ростова. Итак, входим через Святые ворота, которые были возведены в 1754 г. в традициях древнерусской архитектуры, хотя сама проездная арка сложного, барочного рисунка; рустованные угловые лопатки и окна с лучковыми перемычками сооружены в стиле архитектуры XVIII в. Перед нашим взором предстает самый древний храм на территории кремля — Успенский собор (XVI в.). Это уже 5-й но счету собор на этом месте.

В 1314 г. здесь был крещен сын ростовского боярина Кирилла младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский. Венчают храм пять мощных глав на световых барабанах. В 1669 г. он был расписан мастерами из Ярославля и Костромы — артелью Севастьяна Дмитриева и Иосифа Владимирова. Роскошный барочный иконостас, сохранившийся до наших дней, был установлен в соборе при архиепископе Иоакиме в 1736 г. В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и Ионы Сысоевича. Направляемся к звоннице, которая находится справа от Успенского собора. Она построена в 1682-1687 гг. при Ионе Сысоевиче.

Первоначально она имела три пролета, впоследствии к ее северной части надстроили четвертый, специально для самого крупного колокола «Сысоя», который весит 2000 пудов. Пятнадцать колоколов разного размеряй веса отличаются уникальным тембром. Русские композиторы С.В. Рахманинов, Н.А.Римский-Корсаков применяли в своем творчестве музыкальные мотивы ростовских колоколов. В нижней части перед центральным пролетом устроена небольшая церковь. Лестница в звонницу проходит в толще западной стены.

Далее мы будем знакомиться с архитектурным ансамблем Архиерейского двора. Весь этот грандиозный ансамбль окружен крепостными стенами с 11-ю боевыми башнями, завершенными фигурными шатрами. Итак, проходим под воротами церкви Воскресения Христова и оказываемся в уютном дворике с прудом. Воскресенская церковь (1670 г.) — одно из первых культовых сооружений в Ростове при Ионе Сысоевиче была специально построена на высоких подклетах, в которых прорублены проемы для двух асимметрично расположенных ворот — пешеходных (слева) и проездных (в центре). Слева от церкви Воскресения Христова находится корпус у часозвони — основание бывшей Часовой башни, построенной в 1698 г. на фундаменте старых палат.

Это была простая постройка, «восьмерик на четверике», с шатровым завершением и большим циферблатом часов. Из-за несовершенства конструкции и слабого фундамента в XIX в. возникла опасность обрушения, и башню разобрали до первого яруса. Красное здание рядом с корпусом у часоэвони — хозяйственный корпус («Дом на погребах») - двухэтажное здание, которое получило свое название от погребов, на которых оно стоит, было построено в 1690-х гг. Он интересен тем, что в нем можно остановиться — сейчас это гостиница. Стены к банши, построенные в 1670-х гг., заслуживают отдельного внимания.

Характерные луковичные завершения угловых круглых башен делают корпус у часозвони Ростова неизменно узнаваемым. Все пять угловых башен кремля — круглые, а те же, что стоят в линии стены, — четырехугольные. Водяная башня стоит в восточной стене, между Иерарпшми палатами и домом на погребах. Из названия можно заключить, что через ворота в этой башне ходили за водой к озеру. Продолжаем свое движение вдоль восточной стены — Иераршая палата — комплекс служебных и хозяйственных корпусов ансамбля кремля, сохранившихся от старого двора с XVI в.

Название этих палат говорит о том, что они служили первоначально жилищем ростовских иерархов в XVI — первой половине XVII вв. В начале XVII в., будучи ростовским митрополитом, жил некоторое время Филарет, отец первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Внешний вид Иерар-шией палаты характерен для жилых монастырских зданий своего времени — длинная постройка, довольно простая и невыразительная по убранству. Справа от Иерарших палат находится Ионинская палатка, получившая свое название от митрополита Ионы. Предполагается, что в его времена здесь принимали заказчиков икон (при дворе была иконописная мастерская).

Здание из красного кирпича справа от Ионинской палатки — Княжьи терема — жилое здание XVI в. из четырех палат, сохранившееся от старого Архиерейского дома, находятся на границе Архиерейского двора и Митрополичьего сада. Князья в этих палатах не жили, и название это появилось позже — в XIX в. Это довольно простое симпатичное здание служило жильем для слуг. По правую руку от Княжьих теремов стоит Белая палата, которая была построена около 1675 г. по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. Нижний этаж был служебным, второй — парадным.

Белая палата представляет собой обширное, квадратное в плане помещение с крестовыми сводами, опирающимися на могучий центральный круглый столб. Она служила трапезной при Спасской домовой церкви митрополита Ионы Сысоевича. К Белой палате примыкает церковь Спаса па Сенях, построенная в 1675 г. Церковь при трапезной была задумана как домовая церковь митрополита. Она предназначалась для торжественных богослужений при участии большого числа священнослужителей и приема высокопоставленных гостей. Церковь оригинальна своим завершением.

Каждый ее фасад заканчивается треугольным фронтоном; церковь, таким образом, крыта на восемь скатов. В отличие от других церквей кремля, Спасская церковь одноглавая, причем ее световой барабан возвышается на четырехугольном постаменте, тоже имеющем световые проемы. Церковь Спаса на Сенах Итак, возвращаемся на Центральный двор — желтое трехэтажное здание слева от нас — Самуилов корпус — жилое помещение для митрополита. К митрополичьему дому со всех сторон тянулись висячие галереи, отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое хозяйственное или жилое помещение, в любую церковь или башню.

Не только по своему местоположению, но и по значению это здание занимало главенствующее положение в митрополичьей резиденции. Оно было построено в XVI в., капитально перестрое-Самуилов корпус но в XVII в., а в XVIII в., при митрополите Самуиле, его сделали трехэтажным. Митрополит Самуил, начав новую перестройку корпуса, не довел ее до конца, а митрополию перенес в Ярославль. Если присмотреться, то на всех трех этажах можно различить детали, указывающие на три разных века. На противоположном берегу пруда, напротив Самуилова корпуса, вплотную примыкая к северной стене архиерейского дома, стоит церковь Одигнтрии, которая занимает северо-восточный угол северной стены архиерского двора.

Она прекрасно сохранилась до наших дней. Она была возведена в 1692-1693 гг. по инициативе митрополита Иоасафа Лазаревича. Храм отличается от других сооружений кремля — он построен в стиле "нарышкинского барокко". Композиция храма традиционна: вытянутый с востока на запад четверик несет на себе несколько меньшего размера прямоугольный объем трапезной и собственно церкви, завершающийся одним глухим барабаном с луковичной главкой. Церковь крыта четырехскатной кровлей, в отличие от остальных культовых сооружений кремля. Первый этаж памятника со множеством помещений различной величины был бытового назначения.

Вместо обычных для ростовских храмов крытых галерей в церкви Одигитрии у основания верхнего яруса по периметру сооружения тянется открытый балкон с решетчатым ограждением. Слева от церкви Одигитрии возвышается церковь Иоанна Богослова — одна из последних построек времени митрополита Ионы (1683 г.). Она сооружена над западными воротами, носящими название Конюшенных, через них когда-то осуществлялся главный въезд на территорию Архиерейского дома со стороны Москвы. Эту церковь посещали именитые гости ростовских митрополитов, она считалась домовой церковью при Красной палате.

Памятник имеет прямоугольный, вытянутый с востока на запад план, бесстолпное внутреннее пространство, щипцовое завершение фасадов и традиционное пятиглавие, причем световым барабаном, как и в Воскресенском храме, является только центральный, остальные же четыре — декоративные. По левую руку от церкви Иоанна Богослова располагается Красная палата. Состоит она из нескольких корпусов разного размера и формы. Это здание — интереснейший пример жилых помещений XVII в. В плане здание напоминает букву Г.

На первом этаже жила прислуга, которая обслуживала знатных гостей, квартировавших на верхнем ярусе, как в гостинице, и хлебная — огромная, площадью около 250 квадратных метров, прямоугольная палата с могучим столбом в центре. Над хлебной на втором этаже размещалась столовая палата, также со столбом в центре. Стены и своды столовой были расписаны фресковой живописью (второй этаж разрушен в XIX веке). Эта палата благодаря своей красоте называлась Красной, отсюда и весь дворец получил то же название. Далее проходим через ворота и попадаем в третью часть ростовского кремля — Сад Митрополита. Слева мы увидим церковь Григория Богослова.

Она была построена в 1670-х годах, одновременно с остальным комплексом, на территории Митрополичьего сада, но с переходом, соединяющим церковь с Архиерейским двором. В XVI в. на месте этого храма находились палаты Григорьевского монастыря, упраздненного в XVII в. при строительстве нового Архиерейского двора. Новая церковь была построена точно на старом фундаменте и замечательно вписалась в общую панораму кремля. Первоначальное внутреннее убранство храма погибло при пожаре 1730 года, было восстановлено через десять лет, нынешнее же было сделано в 1880-х годах при реставрации.

По правую руку находится Дровяная (Садовая) башня. В былые времена в ней сушили и хранили дрова для обогрева помещений Ростовского кремля. Наша прогулка по кремлю завершится у «мылен-ки>, или бани. Это новодел, время постройки исходного сооружения относится к XVII столетию. Оборонительные земляные укрепления Ростова Великого были построены в 1632-1634 гг. по проекту голландского инженера Яна Корнилия ван Роденбурга. Вокруг старого центра Ростова возвели оборонительный вал с бастионами и куртинами, выполненный с системой рвов, наполненных водой.

Сейчас от каменных частей укрепления остались лишь фундаменты. А валы и рвы сохранились по сей день, видны они на любой улице по пути к самому сердцу города — кремлю. Выходим из кремля через ворота близ Успенского собора. По правую и левую стороны вдоль соборной ограды тянутся торговые ряды — ряд приземистых лавок с широкими арочными проемами. Большой, занимающий целый квартал корпус торговых рядов напротив лавок в стене соборной ограды носит название «Емелья-новского ряда». Он был построен в 1780-1798 гг. архитектором И. Левенгагеном. Все торговые ряды Ростова вот уже более двухсот лет выполняют свою непосредственную задачу — здесь ведется торговля.

Идем вдоль восточных стен кремля до улицы Советский переулок, где расположена увенчанная пятью синими главами Церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная, построенная в 1685-1690 гг. Она «вписана» в план Гостиного двора и называется так потому что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником ее существования была «руга» — пожертвования. Продолжаем движение вдоль восточной стены кремля — между ней и Гостиным двором в небольшом сквере находится закладной камень на месте будущего памятника ростовскому князю Василию Константиновичу, погибшему в плену после битвы на реке Сить.

Далее по улице Петровичева направляемся до старинной улицы Подозерка, что на берегу озера Неро, там стоят вплотную друг к другу пять домов 1790-х гг. постройки. Это образцы раннего классицизма в Ростове, известные по именам владельцев: дом посадского Орлова, № 20; дом купца Голубкова, №21; дом Горячева, № 22; дом Скатерниковых, № 23; дом Скатернико-вых — Богачевых, № 24.

Далее сворачиваем на улицу Петровкче-ва (бывшая Сакко) и направляемся к церкви Николы на Подозерье (1745 г.) Ее возвели рядом с Рождественским девичьим монастырем как приходскую, на небольшой возвышенности. В местном фольклоре сохранилась присказка: «У Николы круты горы». Сейчас церковь приписана к монастырю. Близ церкви находится Рождественский (Девичий) монастырь, основанный в XIV в. ростовским архиепископом Феодором. Итак, входим в монастырь через южные ворота. Перед нами центральный храм монастыря — собор Рождества Богородицы (конец XVII в.).

Возведение храма продолжалось до 1702 г., а летом 1715 г. он был расписан. Два яруса росписей посвящены прославлению Пресвятой Богородицы. В конце XVШ в. в монастыре были построены каменные кельи и настоятельские покои. Посреди монастырского двора стоит скромная изящная деревянная башенка-колокольня, стилизованная под древнерусские башни. Выходим из монастыря через пятиглавую надвратную церковь Тихвинской иконы Божией Матери, построенную в середине XIX в. Это здание сохранилось, но в сильно изуродованном виде — без глав.

Далее направляемся на Советскую площадь, сворачиваем на улицу Володарского, по ней доходим до улицы Карла Маркса, на которой находится церковь Исидора Блаженного на Валах, построенная в 1566 г. Храм стоит над местом погребения одного из ростовских святых — Исидора Блаженного. Известен его строитель — это был «государев* мастер Ивана Грозного, по имени Андрей Малой. Изгнанный из города своей паствой за помилование ожидавшей казни преступницы, Иаков поселился к югу от Ростова рядом с источником, где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.

Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так образовалась новая обитель. Войдем в монастырь через Северные (Въездные) ворота. С левой стороны от центральной аллеи находится самое величественное строение монастырского ансамбля — храм Святого Дмитрия Ростовского, возведенный в конце XVIII в. Сооружение храма финансировал граф Николай Петрович Шереметьев. Собор выстроен в стиле классицизма. Венчает его большой купол с одной главкой. Со всех сторон фасады украшают большие многоколонные портики коринфского и ионического ордена.

Слева от собора к монастырской стене примыкает высокая трехъярусная колокольня со шпилем, построенная приблизительно в 1776-1786 гг. Украшена она весьма сдержанно, в стиле классицизма, парами колонн, пилястрами и рустом. Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII в. их было 4, к началу XX в. — 22, причем самый большой весил 12,5 т. Самое старое здание монастыря — собор Зачатия Святой Анны — начал строиться при митрополите Ионе в 1686 г. Первоначально он был освящен как Троицкий, а Зачатьевским стал в 1754 г.

Это классический для своего века монастырский собор — без подклета, с фасадами, расчлененными лопатками на три части. Центральный купол — золотой, а малые — синие с золотыми звездами (эта расцветка в христианской символике связывается с Богородицей). В 1689-1690 гг., храм был расписан ярославскими мастерами, и до сих пор его фрески представляют собой один из лучших образцов искусства изографов из Ярославля. Яковлев-ская церковь святителя Иакова Ростовского пристроена с левой стороны вплотную к стене собора Зачатия Святой Анны.

Строительство длилось с 1824 до 1836 гг. по проекту архитектора Панькова. Церковь построена в стиле классицизма. Чтобы не нарушать симметрии ансамбля монастыря, архитектор во многом повторил в северном фасаде новой церкви рисунок соседнего Димитри-Собор Зачатия Святой Анны н Яковдевская церковь евского храма. Практически в центре монастыря, рядом с главной аллеей, находится часовня над источником Святого Иакова, построенная и освященная архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем над святым источником 10 декабря 1996 г., в день памяти основателя обители, епископа Иакова. Целебные свойства этого источника, расположенного в святом месте, были издавна известны местным жителям.

По правую руку от собора Зачатия Святой Анны, прямо напротив северных Въездных ворот, находятся Южные (Водяные) ворота. Далее двигаемся к угловой Юго-западной башне) — единственной, куда пропускают туристов. С ее смотровой площадки открывается великолепный вид на озеро и на весь монастырь. С правой стороны от главной аллеи находятся жилые постройки монастыря. Настоятельский корпус включает кабинет, гостиную, спальню, столовую, келейную, галерею и прихожую. В том же здании находились административные помещения: архив, канцелярия и присутственный зал Колокольня для заседаний и собраний.

В трапезном корпусе на верхнем этаже были устроены трапезная и кухня; внизу — просфорная, кладовые и прочие хозяйственные службы. Братские келейные корпуса предназначались для монашествующих и послушников. Вблизи восточной стены монастыря стоит еще один храм. Это Спасо-Преображенский собор Спасо-Песоцкой обители, в 1765 г. присоединенной к Яковлевскому монастырю. Храм был заложен княгиней Марией в честь ее погибшего мужа князя Василько. Существующее здание собора построено в XVII в.на месте прежнего деревянного. Известно, что здесь погребена сама княгиня Мария, ее сын князь Глеб Белозерский, а также настоятель Спасо-Яковлевского монастыря епископ Угличский Амфилохий.

Материал создан: 28.08.2015



Хронология доимперской России