Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Плёс. Путеводитель по городу

На высоком берегу Волги, при впадении в нее реки Шохонки, издревле жили люди. Первое летописное упоминание Плёса относится к 1141 г. Он был основан одним из владимиро-суздальских князей (предположительно Юрием Долгоруким) на землях, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Город строился как пограничная крепость, которая должна была защищать северные границы Владимиро-Суздальской Руси от постоянных военных вторжений Волжской Булгарии.

Торгово-ремесленное население города размещалось на посаде, располагавшемся у подножия Соборной горы на территории современной набережной и Заречья. Первая плёсская крепость погибла в 1238 г. при нашествии татаро-монгол. В 1410 г. на месте существующего поселения по велению московского князя Василия Дмитриевича — сына Дмитрия Донского — была построена новая крепость, часть таможенно-оборонительной системы, контролировавшей торговый путь по Волге. В XVII в. Плёс становится перевалочным пунктом по оптовой торговле зерном, привозимым из низовых губерний.

В конце века в Плёсе появляются первые каменные строения: Успенский собор (1699 г.) и два административных здания на территории бывшей крепости, Петропавловская церковь за речкой Шохонкой и Преображенская пустынь на западной окраине. В XVIII в. каменное строительство продолжалось. После постройки в 1871 г. железной дороги от Иваново-Вознесенска до Кинешмы городутрачивает это значение. В 1778 г.

Плёс стал уездным городом Костромского наместничества и вскоре получил герб: «В первой части щита часть герба Костромского, во второй части щита — в серебряном поле река с выходящим из нее Плёсом, означающая имя сего города».

В это время сложилась своеобразная плёс планировка, определяемая сложным рельефом местности: улицы тянутся параллельно Волге. Со времени основания города в Плёсе работали ювелиры. Они занимались выделкой колец, серег и других изделий. Большое развитие получили в Плёсе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный. Особенно отличались в своем ремесле плёсские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плёсской округи.

Издавна славились и плёсские резчики по дереву и металлу. В 1888-1890 гг. в Плёс неоднократно приезжал великий русский пейзажист И.И.Левитан (в доме купца Солодовникова, где он останавливался, открыт музей). Здесь им написаны почти двести пейзажей и этюдов, хранящихся во многих крупных музеях страны («После дождя. Плёс», «Вечер. Золотой Плёс», «Над вечным покоем», «Золотая осень.Слободка», «Осень. Мельница. Плёс»). Своими плёсскими работами он привлекает большое внимание к городу и его пейзажам, и в конце XIX в. город и его окрестности превратились в любимое место отдыха русской интеллигенции.

Начнем свое знакомство с городом Плёс с парадных ворот — Троицкой и Введенской церквей, расположенных на площади городского автовокзала при въезде в город из Иванова. Отсюда в старые времена начинался в Плёсе шуйский и нерехтский тракты. Архитектурный ансамбль состоит из холодной церкви Троицы Живоначальной и теплой Введения во храм Пресвятой Богородицы. Идем по улице Корнилова, сворачиваем на улицу Спуск Горы Свободы. В доме № 1 расположился Музей древнерусской семьи, который представляет собой археологическую реконструкцию плёсской посадской усадьбы начала XIII в.

На этой же улице в деревянной избе, в которой воссоздан интерьер типичного плёсского жилища конца XIX — начала XX вв., располагается музей «Русская изба». В доме № 7 находится еще один интересный музей — Музей свадьбы, где можно познакомиться с особенностями местного городского свадебного обряда. Продолжаем подъем по улице Спуск Горы Свободы, попадаем на улицу Гора Свободы (Соборную гору). Это место по праву считается сердцем города, отсюда начался его рост и развитие. На Горе Свободы расположен старейший храм города — Успенский собор, возведенный в 1699 г. и представляющий собой провинциальный вариант московского барокко.

Напротив собора находится здание бывших Присутственных мест, построенное в 1786 г. по образцовому проекту екатерининских времен. В конце XIX в. в зданиях размещались городская управа, Высшее начальное училище. У здания Присутственных мест располагается памятник князю-основателю города Василию Дмитриевичу, установленный в 1910 г., в год празднования 500-ле-тия Плёса. По периметру горы проходит извилистая аллея со смотровыми площадками, откуда прекрасно просматривается Волга.

На противоположной от Волги стороне аллеи находятся остатки крепостного вала, датированного 1410 г. Далее идем по Проездному переулку на площадь Революции (бывш. Торговая). На крутом спуске к Торговой площади стоит церковь Воскресения Христова, построенная в 1817 г. В 1962 г. храм был перестроен под картинную галерею. Воскресенскую церковь можно увидеть в снятых в Плёсе фильмах «Китайский сервиз», «Золотой теленок», «Жестокий романс», «Два капитана».

Стоящая напротив деревянная часовня Михаила Архангела из деревни Антоново, построенная в 1825 г., в 1980-х гг. была перевезена в Плёс. Сейчас в ней размещается выставочный зал Плёсского музея. На другой стороне Торговой площади располагается двухэтажный кирпичный дом. Это здание пожарной части, построенное в 1885 г. В правой части площади расположена Калашная улица — старейшая улица Плёса. В настоящее время здесь находятся торговые павильоны, в которых можно приобрести сувениры.

Напротив туристического причала находится приземистое здание Мучных рядов, обрамляющее Торговую площадь с севера, где разместилась экспозиция «Художественные промыслы Ивановского края» (часы работы: с 9.00 до 18.00, перерыв: с 14.00 до 15.00, выходной пн). В экспозиции представлены четыре направления в развитии художественных промыслов Ивановской области: ювелирное искусство, льняное жаккардовое ткачество, лаковая миниатюра двух центров, Палеха и Холуя, и ивановская вышивка.

В стоящем боком к Торговой площади здании с деревянной галереей располагаются Мясные (нижние) торговые ряды и чайная Векшина (24). Дом построен во второй четверти XIX в. в стиле провинциального классицизма. Итак, мы на набережной Плёса, где расположился ряд двухэтажных старинных особняков XIX в. Дом Соболева (ул.Советская, 43). Его владелец был знаменит дружбой с драматургом А.Н.Островским, бывавшим здесь неоднократно. Сейчас здание принадлежит Плвескому яхт-клубу. Здание магазина Бакакина (ул.Советская, 33) было построено первоначально как простой кирпичный амбар. Уже в 1890 г. его перестроили под трактир, а с 1900 г. здесь разместилось Плёсское общество трезвости.

Дом Грошева Дон Соболева (Плёссвки яхт-клуб)(ул. Советская, 29), богатого хлеботорговца, построенный в стиле классицизма, признан одним из самых красиво украшенных домов Плёса. Дом купцов Смирновых (ул. Советская, 25). С хозяином этого дома был близко знаком Исаак Левитан. Один из потомков владельца этого дома, Николай Павлович Смирнов, стал известным писателем, ему принадлежит авторство романа о жизни и творчестве Левитана «Золотой Плёс».

Дом Введенских (ул. Советская, 15) интересен тем, что в отличие от других особняков в стиле классицизма его фасад украшают три пилястры, тогда В музее Левитана как строгие законы симметрии требовали четного числа колонн или пилястр. Городская усадьба дворян Моисеевых (ул.Советская, 9-11), известная как Дом с колоннами. Это внушительное здание в стиле классицизма. Дом Новожилова (ул. Советская, 7), построенный в 1907 г., — единственный дом в городе в стиле модерн. Переходим через Ннжнвй Шохонский мост.

В начале улицы Луначарского находится мемориальный Дом-музей И.И.Левитана, открытый в 1972 г. (работает с 9.00 до 17.00, перерыв: Дом-музей Левитана с 13.00 до 14.00, выходной пн). В этом доме художник жил и работал в летние месяцы 1888 и 1889 гг. Рядом с музеем в 1974 г. был установлен памятник Левитану. Сворачиваем на улицу Кропоткина. На пересечении с улицей Урицкого находится Никольская часовня (1892 г.) — классический пример часовен средней полосы России. На левой стороне улицы Кропоткина в доме № 18 располагается галерея Льва Николаева (дом с надписью «Живопись и графика»).

Повернув направо от дома-музея И.И.Левитана, продолжаем маршрут по набережной Волги (ул. Луначарского) до Музея пейзажа. Рядом с музеем находится скульптура «Дачница», установленная на набережной Волги в 2010 г. Предполагается, что прообразом «Дачницы» Памятник Исааку Левитану стала художница Софья Кувшинникова, спутница Левитана. Напротив «Дачницы», на другой стороне улицы располагается Музей пейзажа (работает: с 10.00 до 17.00, перерыв с 14.00 до 15.00, выходной: пн), открытый в 1997 г. в бывшем особняке купцов Грошева и Подгорнова. Выйдя из Музея пейзажа, повернем налево и по проулку поднимемся вверх.

На пересечении с улицей Урицкого находится церковь Варвары Великомученицы, запечатленная на картине Левитана «Золотой Плес*. В интерьере храма сохранились клеевые росписи на евангельские темы. Дойдя до улицы Кирова, поворачиваем налево и, пройдя немного вперед, видим большую деревянную лестницу. Здесь начинается тропа Левитана, ведущая на одноименную гору, ранее называвшуюся Петропавловской. В настоящее время рядом со старинным кладбищем стоит Воскресенская деревянная церковь — копия знаменитой церкви, которая была изображена на картине Левитана «Над вечным покоем». В 1903 г. эта церковь сгорела. В Ильинском районе Ивановской области имелась похожая церковь, построенная в 1699 г. Ее в 1982 г. перевезли в Плёс и поставили на месте сгоревшего храма.

Материал создан: 28.08.2015



Хронология доимперской России