Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Радоница

Радоница, Троицкая суббота, семь Вселенских панихид

Еще сорок дней после Светлого Христова Воскресения отмечаем мы главное событие православного года. До самого праздника Вознесения будем приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос Воскресе!» и троекратным поцелуем. Несколько яиц с пасхального стола русский человек всегда отложит до Радоницкой недели. Ее также зовут у нас Фоминой неделей, в память о сомнениях одного из апостолов, не сразу поверившего в подлинность Христова Воскресения.

Церковь наша не слишком жалует трапезы на могилах предков. И вправду, есть в этом что-то от язычества, древнеславянских тризн – пиров на могильных курганах. Но, что уж греха таить – в каждом из нас, кроме самых-самых праведных, есть что-то от евангельского Фомы. И несут наши люди на могилы родителей и дедов сбереженные со Святой недели крашеные яйца, ломтики куличей, а то и просто магазинные конфеты.

В книге «Сказания русского народа» И. П. Сахаров писал: « Обкладывание родительских могил на Фоминой неделе почитается у русских в числе необходимой принадлежности старых людей. Сюда сходятся женихи и невесты испрашивать благословение у своих покойных родителей на любовь и союз и в воспоминание своего обета кладут на могилы красные яйца ».

А еще в старину принято было катать яйца по могилам, поливать землю медом и вином – такие обряды существовали в некоторых губерниях. Интересно, что еще тысячу лет назад к подобным ритуалам относились как к языческим суевериям. Жил в те времена византийский историк Лев Диакон Калойский – суровый бытописатель, оставивший нам, помимо прочего, и воспоминания о князе Святославе. Вот что писал он в своем далеком X веке: « Русские, следуя языческим обрядам греков, совершали жертвы и возлияния в честь усопших ».

Странно, право слово, получается! И веру свою христианскую мы от греков взяли, и даже языческие ритуалы переняли у них же. Впрочем, жертвы и возлияния в честь своих покойных родственников устраивали и викинги, и ацтеки – явно не по примеру языческих Афин. Думается, что византийский историк сильно преувеличил значение греческого влияния на чужие традиции. Кулинарная сторона русского поминального обряда – особая тема.

Раз уж в этой книге мы коснулись поминовения усопших, давайте поговорим и об этом печальном ритуале. Вот вам такая, абсолютно реальная история. Во Владимирской губернии, на самом ее краю, близ Рязанщины, стоят рядышком два патриархальных села: Кононово и Дмитриевы Горы. От центра одного села до центра другого – с полчаса неспешного хода. Это когда каждой завалинке поклонишься, каждой встречной бабуле здоровья пожелаешь, с каждым мужичком позавчерашний дождь обсудишь.

Почти каждая семья из Дмитриевых Гор имеет родню в Кононове. Ну и наоборот, что само собой разумеется. Однажды в одной из тех деревень (уже и не важно – в какой именно) древний старичок скончался. Событие было ожидаемым, поэтому большого рева не последовало. Родня деловито рассчитывала количество гостей на поминках, договаривалась о том, кто и что будет готовить. Поскольку покойный попеременно жил то в одном селе, то в другом, то и поминки с одинаковым правом могли состояться в каждом из них.

И главная задача, стоящая перед скорбящими родственниками, была вот какой – определиться с местом тризны до того, как отправить в райцентр машину для закупки продуктов. Потому как если поминать ушедшего в мир иной в Кононове – следует блинов напечь. А ежели в Дмитриевых Горах – приготовить на поминки окрошку и кашу. Никаких компромиссных решений быть не могло. Робкое предложение приготовить и то, и другое встретило полное непонимание.

Потому что в Кононове на поминки веками пекут блины, а в Дмитриевых Горах – как раз наоборот, и тоже испокон веку. Не нами заведено, не нам и менять. В случае с теми поминками все решилось полюбовно, по-родственному. Печальное событие отметили в Дмитриевых Горах. Потому что лето, жарко. Блины печь как-то не с руки показалось, а вот окрошка в самый раз пришлась. А вот что надо готовить при любом раскладе, так это кисель и кутью.

Поминальный кисель в России известен, кажется, везде. И не только среди русских. Кисель на поминки варят и карелы, и вепсы. В старинном описании традиционного ритуала погребения у черемисов, нынешних марийцев, тоже едят кисель. В Записках Русского этнографического общества за 1853 год упомянут еще и поминальный кисель белорусов – жидкий и с грибами. Думаю, что это вовсе не кисель был, а жур – киселеобразный овсяный цеж. Этакий густой овсяный суп с грибами.

Поминальная каша, как и кутья, – тоже очень давние спутники печального обряда. Кутья с ее вечным смыслом «за упокой крестити усопшим» упоминается еще у Феодосия Печерского, киевского монаха XI века. Кутья ведь по сути своей тоже каша. В некоторых русских областях принято варить на поминки сразу несколько каш, из разных круп: гречневую, пшенную, даже гороховую. Поминальная каша почти всегда пресная, без молока и сливочного масла. Как и кутья.

Правда, на Васильев вечер кутья может быть богатой, со сливочным маслом – но это совсем другой случай. На поминальном столе уместнее то же, что готовили с вами в Сочельник. А вот блины на поминки пекут разные, как сдобные, так и совсем постные, только из муки, воды и дрожжей. В одной деревне принято поминать постными, а в другой – сдобными.

Автор текста: Сырников Максим (facebook)

Материал создан: 25.04.2021



Хронология доимперской России