Я русский

что значит быть русским человеком

Углич. Путеводитель по городу

По преданию Углич был основан в 937 г. Яношем Плесковичем — сборщиком дани, присланным княгиней Ольгой. Существует несколько версий происхождения названия города: от слова «угол» — город расположен на мысу, который вдается в Волгу, и назывался раньше «Углец»; от слова «уголь» — на этом месте в древности выжигали уголь; от «уличи» — так называлось одно из славянских племен.

В 1238 г. Углич был дотла сожжен монголо-татарами, но уже при князе Романе (правил в 1261—1285 гг.) в городе велось большое строительство. В 1328 г. князь Иван Калита присоединил город к Москве. В период острого соперничества Москвы с Тверью за великокняжеский стол войска тверского князя Михаила дважды осаждали пограничный Углич. Московский князь Дмитрий Донской в 1375 г. укрепил город, заново выстроив крепость. Наибольшего расцвета Угличское удельное княжество и его стольный град достигли во время правления Андрея Васильевича Большого (1462-1491 гг.).

В этот период были срублены новые кремлевские стены» создан дворцовый комплекс и великолепный собор в Покровском монастыре, в окрестностях шмщюены монастыри, сохранившиеся до наших дней. В 1584 г., вскоре после смерти Ивана Грозного, в Углич был привезен младший сын царя Дмитрий вместе со своей матерью, опальной царицей Марией Нагой. Неожиданная гибель восьмилетнего царевича послужила причиной народного восстания 15 мая 1591 года, жестоко подавленного властями. Таким образом прервалась династия русских царей Рюриковичей, что послужило началу смуты и появлению Лжедмитрия.

XVII в. начался для Углича несчастливо. Едва оправившись от «Годунова разорения», город подвергся нападению польско-литовских интервентов в период Смуты 1598-1613 гг. Отрядами завоевателей были разрушены княжеский дворец, собор XV в., чудом уцелела лишь одна каменная палата дворца удельных князей. Хотя восстанавливался Углич медленно, но именно в XVII-XVIII вв. были созданы его великолепные архитектурные ансамбли — Алексеевский, Воскресенский, Богоявленский монастыри, церкви Рождества Иоанна Предтечи и Корсунская. В окрестностях города в это время создан ансамбль Николо-Улейминского монастыря, Троицкая церковь.

В 1719 г. Углич становится центром провинции со своей символикой. В 1784 г. был разработан генеральный план Углича, застройка по которому велась неукоснительно вплоть до 1809 г. Застройка центра города, осуществленная по этому плану, сохранилась до нашего времени. В XIX в. Углич превращается в провинциальный городок, где существовало несколько небольших кожевенных, полотняных и бумажных предприятий. С 1918 по 1920 гг. в Угличе жила популярная поэтесса Ольга Берггольц, которая посвятила городу повесть с одноименным названием, а также повесть «Дневные звезды», куда вошел очерк об Угличе под названием «Поездка в город детства».

В городе развито сыроделие, производство масла и молока. В 1944 г. здесь был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт маслодельной и сыродельной промышленности. В 1975 г. началось производство Угличской минеральной воды из целебного источника. Также в Угличе находится завод по производству часов «Чайка». Богато и историкоархитектурное наследие города — в Угличе сохранилось 23 церкви и три действующих монастыря. Не так давно в городе открылся туристический информационный центр, явление на сегодняшний день редкое для России. Там можно забронировать экскурсии и узнать необходимую информацию про гостиницы и рестораны города.

В X-XI вв. основной и почти единственной частью города был кремль. Он стоял над обрывистым берегом Волги и был окружен деревянной крепостной стеной. В кремле находились храм, дворы горожан и с XIII в. — двор князя. Крепостная стена ограничивала кремль с севера, с других сторон защитой ему служили Каменный ручей и речка Шелковка, превращенные в рвы. С такими укреплениями город мог выдержать осаду и служить одним из охранных рубежей Русского государства. За свою долгую историю кремль неоднократно разрушался, горел, восстанавливался и снова разрушался. В начале XX века в кремле был посажен парк.

В старинных зданиях кремля теперь располагается историко-художественный музей (открыт летом с 09.00 до 17.00 без выходных; зимой до 16.00, выходные пн, вт). Хранящийся в Дмитриевской церкви набатный колокол в день гнбелн царевича Дмитрия поднял угличан на бунт, за что был лишен уха и языка и «сослан» в Тобольск Переходим ведущий в кремль Никольский (Соборный) мост и справа видим внушительное парадное здание, украшенное шестиколонным портиком. Это бывшее здание Городских присутственных мест, построенное в 1813-1815 гг., и более ста лет бывшее местом работы городской администрации.

В настоящее время в здании размещаются администрация, научная библиотека и фондохранилища музея. Никольский (Соборный) мост Там же находится касса, где можно приобрести входной билет В кремль. Далее идем по центральной аллее, сворачиваем направо и по тропинке выходим к крупному протяженному зданию, оформленному в классическом стиле — это Богоявленский собор. Он был построен в 1814-1827 гг. и предназначался для зимних богослужений. В настоящее время в нем находится художественный отдел музея с постоянной экспозицией древнерусской живописи и искусства ХУП1Х1Х вв., устраиваются временные выставки.

Справа от собора находится исключительный памятник архитектуры Углича — Палаты местных удельных князей, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. В течение XVI в. тут жили угличские князья и наместники, ас 1684 по 1591 гг. — царевич Дмитрий. После гибели царевича в 1601-1605 гг. во дворце жил шведский принц Густав, сын короля Эрика XIV, внук Густава I Вазы. С левой стороны от палат, буквально в нескольких шагах, находится церковь Святого царевича Дмитрия, — несомненно, самый известный храм Углича. Она поставлена на месте предполагаемого убиения последнего царского наследника из рода Рюриковичей. Церковь построена в 1692 г. Ее оформили в ярком московском стиле той поры.

В наше время в церкви Святого царевича Дмитрия один из отделов музея. В ее экспозиции можно увидеть реликвии, связанные с царевичем, в том числе знаменитый ссыльный колокол. Периодически в храме совершаются службы. Итак, возвращаемся на главную аллею Церковь Святого Царевича Дмитрия «на крови» кремля — она заканчивается Спасо-Преображенским собором — главным храмом Углича. Он был воздвигнут в 1706 г. Новый храм ярко отразил черты своего времени — исхода традиционного русского зодчества, начала новой архитектуры, основанной на западноевропейских образцах. Расписывала собор в 1810-1811 гг. артель Тимофея Медведева.

На широких плоскостях стен и сводов размещается более 50 композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко. Рядом с собором возвышается 37-метровая колокольня (1730 г.) с золоченой главой, поставленная на том месте, где с прежней колокольни возвестили набатным звоном угличанам об убийстве последнего из династии Рюриковичей малолетнего царевича Дмитрия. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — характерная деталь XIX в. В 1984 г. специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы. На этом наша экскурсия по кремлю завершена — направляемся к Никольскому мосту.

Начнем наш маршрут на главной площади города — Успенской, являющейся торговым, деловым и культурным центром Углича. Отсюда берут начало все основные городские улицы. Встав спиной к Никольскому (Соборному) мосту, посмотрим направо. Перед нашим взором церковь Казанской Иконы Божией Матери. Она построена в 1769-1778 гг. Это двухэтажное четырехчастное здание с двухсветной храмовой частью, завершённой ярусами убывающих восьмериков. В нижнем Сретенском храме проводятся зимние богослужения. Внушительная четырехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1808-1814 гг.

Слева от церкви стоит темный шатер новой городской часовни во имя Александра Невского. Она была построена в 2004 г. как памятник угличанам, погибшим во всех войнах, защищая свое Отечество. На Успенской площади по левую руку от Никольского моста стоит небольшой деревянный дом, украшенный резьбой — там располагается музей городского быта (открыт с 10.00 до 17.00). Он открылся 1 октября 2004 г. в здании бывшей городской публичной библиотеки, созданной по инициативе угличского купца и мецената Н, Д. Евреинова. Еще ранее здесь размещалась чайная купца В.И.Кашинова.

Переступив порог музея, мы оказываемся в старом Угличе, сначала на древней площади Успения, а затем в доме угличанина со средним достатком. В музее можно увидеть интерьеры хозяйского кабинета, гостиной, женской половины, наполненные старинными вещами. Справа от Никольского моста, на углу Успенской площади и Вознесенской улицы, расположился дом купцов и меценатов Еврейновых, в котором сейчас размещается районная администрация, там же прошел первый сеанс угличского кинематографа. В нем же располагалось первое почтовое телеграфное отделение и первая телефонная станция.

В доме купцов Еврейновых размещалась и выступала угличская театральная труппа, которую долгое время возглавлял брат известного писателя Антона Павловича Чехова Михаил Чехов. Красное здание слева от дома Еврейновых — торговые ряды, построенные в XIX в. С 2004 г. там располагается гостиница «Успенская». Далее выходим на Спасскую улицу — сто лет назад она была очень людной, тесно застроенной, почти в каждом доме размещался магазин, постоялый двор, трактир. В самом ее начале фасадом на площадь высится огромное трехэтажное здание — оно принадлежало купцу Алексею Постнову.

Примечательно, что поговорка «Катись колбаской до самой Спасской» появилась в Угличе.

Алексей Постнов был «колбасным королем», его колбаса получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1897 г. В его доме на улице Спасской располагался колбасный магазин. Так и родилась поговорка. В 1907 г в доме была открыта первая в городе второклассная гостиница. А сейчас в этом здании находится дом-музей «Легенды Углича» (открыт с 10.00 до 18.00). Музейная экспозиция рассказывает об известных людях Углича, ее основу составляют вещи, некогда принадлежавшие дворянской семье Тучковых, имевших усадьбы в Угличе, а также другим знаменитым семьям угличан.

Экспонаты музея находятся в рабочем состоянии — пианино XVIII века, первый установленный в Угличе телефон, на который можно позвонить. Церковь Казанской Иконы Божией Матери Спасская улица выведет нас к берегу Волги и церкви Рождества Иоанна Предтечи. Она была построена на средства богатого местного купца Григория Чеполосова в память о погибшем сыне, убитом Рудаком, приказчиком купца. В северном ее приделе в 1960-х гг. реставраторы обнаружили нишу, где захоронен Ваня Чеполосов.

Безвестные мастера (возможно московские) создали удивительно нарядную церковь: шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма. В гармоничной композиции храма неожиданным выглядит монументальное крыльцо, восхитившее когда-то Н.К.Рериха, изобразившего его на своей картине под названием «Углич». Слева от церкви Иоанна Предтечи сохранилось скромного вида, но довольно крупное здание, в котором находилась Углическая Земская управа и Земское Собрание, управлявшие уездом. Именно в нем протекала деятельность Н.Н.Тучкова и К.Н.Еврейнова и других известных местных земцев.

Напротив церкви Рождества Иоанна Предтечи находится грандиозный Воскресенский мужской монастырь. Быть может, он самый древний на Угличской земле. Время его основания не известно, но он мог быть в числе монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем (правил в 1261-1285 гг.). Все здания монастыря подняты на высокий подклет, поставлены в одну линию и соединены галереей. Входим на территорию монастыря через скромную калитку и слева видим главный храм — Воскресенский собор. Он пятиглавый, невысоком подклете, с мощным центральным барабаном, с двумя боковыми приделами — Михаила Архангела и Иакова.

С запада к нему примыкает открытая галерея-гульбище, которая тянется вдоль собора и звонницы и ведет к трапезной, как бы подчеркивая единение всех построек комплекса. В собор на галерею ведет шатровое крыльцо. Справа к собору примыкает здание трех- Звонница Воскресенского монастыря пролетной звонницы с церковью Марии Египетской, которое соединяет его с монастырской трапезной и церковью Одигитрии. В нижней части звонницы были проездные ворота в монастырь.

Второй этаж — продолжение галереи собора — переход. Над ним располагается небольшая церковь Марии Египетской и открытая аркада для колоколов. Рядом со звонницей находится трапезная — вход в нее проходит с галереи собора через звонницу. Над трапезой возвышается часовая башня. За трапезной располагается церковь Одигитрии. Небольшие фрагменты фресок дают весьма слабое представление о первоначальной богатой росписи.

Выходим из монастыря, идем вдоль монастырских стен по улице Опарина оказываемся на тихой улочке 9-го января. На пересечении улиц 9-го января и Ростовской видим большой белый храм, увенчанный огромными голубыми главами — это Богоявленский собор женского Богоявленского монастыря. Монастырь был основан во второй половине XIV в. княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского, в Угличском кремле. На свое нынешнее место монастырь был перенесен в 1664 г. из-за того, что в кремле стало слишком тесно. Богоявленский собор — самый большой в Угличе — построен по проекту известного столичного архитектора К.А.Тона.

Далее идем мимо длинного здания келейных корпусов к церкви Федоровской иконы Божией матери, построенной в 1818 г. Она выстроена в стиле классицизма, несвойственном для Углича. В храме сохранились фрески 1822-1824 гг., выполненные мастером Е.Медведевым. Справа от церкви находится третий храм монастыря — Смоленская церковь (1689-1700 гг.). Это высокое здание на подклете, с пятью главами, длинной трапезной и одним боковым приделом. Снова выходим на Ростовскую улицу и идем по ней до пересечения с улицей Шаркова. Дом № 6 по улице Шаркова некогда принадлежал известным угличским купцам Истоминым.

Этот дом — единственное здание Углича, за последние четыреста лет пострадавшее от военных действий. На кирпичах первого этажа до сих пор можно видеть выбоины от разорвавшейся поблизости бомбы. Дом № 10 по улице Шаркова принадлежал купцам Русино-вым — это один из немногих деревянных особняков, сохранившихся в Угличе. В конце улицы Шаркова находится самый древний из угличских монастырей — Алексеев-ский — построенный на возвышенности, называемой в древности Огневой горой. Монастырь был основан в 1371 г. крупным московским политическим деятелем митрополитом Алексием.

Через святые ворота входим на территорию монастыря и слева видим великолепную Успенскую церковь с тремя шатрами, за ее красоту в народе ее прозвали «Дивной». Церковь была возведена в 1628 г. в память о погибших угличанах, сражавшихся против польско-литовских интервентов. Севернее Успенской «Дивной» церкви располагается церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом Феодора Стратилата (1681 г.). Это первый бесстолпный храм города. В интерьере храма сохранились росписи XIX в.

Далее двигаемся по улице Шаркова и выходим на улицу Ольги Берггольц. Первый объект осмотра — дом № 9, построенный в 1804 г. купцами Переславцевыми, известными тем, что на левом берегу Волги основали писчебумажную фабрику. Дом их является, пожалуй, самым интересным памятником классицизма в Угличе. В доме № 3 располагается Музей истории русской водки (открыт с 11.00 до 18.00) был открыт в Угличе в августе 1998 г. Углич — родина «водочного короля России» — знаменитого Петра Арсеньевича Смирнова. Именно он основал и поныне всемирно известный бренд.

В экспозиции музея представлены самогонные аппараты, машина по розливу вино-водочной продукции, водки советского периода, этикетки, старинная посуда. Гости имеют возможность продегустировать несколько сортов водки. В соседнем доме расположились сразу два музея — Музей тюремного искусства «Запретная зона» и Музей-галерея кукол Ольги Павлычевой. Экспозиция галереи кукол включает кукол из соленого теста, миниатюрных кукол, кукол, выполненных по авторской технологии, интерьерных кукол, коллекцию авторских медведей.

Музей тюремного искусства «Запретная зона» (открыт с 10.00 до 18.00) является, наверное, единственным частным музеем в России на данную тему. Он открылся в июне 2004 г. В музее представлены вещи, выполненные руками заключенных, изъятые в колониях при обыске и собранные из разных исправительных учреждений. Среди экспонатов музея: фигурки, вылепленные из хлеба, вырезанные из дерева сувениры, отмычки, самодельное оружие. Экспонаты музея истории русской водки.

Далее выходим на улицу Островского и идем до церкви Флора и Лавра, которая находится на берегу Волги, близ теплоходного причала. Это двухэтажное четырехчастное здание с двухсветной храмовой частью, завершенной пятиглавием. В верхнем храме сейчас размещен паломнический центр. Полюбовавшись церковью, идем по живописной набережной Волги по направлению к центру города. Заканчиваем знакомство с Угличем прогулкой по туристической тропе, пересекающей Парк Победы, на которой находятся многочисленные лавки с сувенирной продукцией, где можно купить сувенир на память о посещении города.

Материал создан: 28.08.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта