Верховная власть
Ко времени издания Уложения окончательно сложилось устройство управления в Московском государстве. Это устройство просуществовало до преобразований, сделанных Петром Великим. Верховная власть принадлежала в Московском государстве неограниченному царю-самодержцу. Есть известие, что первый царь новой династии Михаил Федорович при избрании на престол дал на себя боярам «запись», что будет «нежестоким и непальчивым», т.-е. дал письменное обязательство, подобное тому, какое давал Шуйский: никого не казнить и не подвергать опале без судебного приговора. Это известие сообщается упомянутым выше Котошихиным в составленном им описании Московского государства.
Но сама эта запись до нас не дошла, а свидетельство Котошихина не встречает подтверждения в других известиях. Во всяком случае царь Алексей Михайлович, не давал уже на себя никакой записи при вступлении на престол. «А письма он на себя не дал никакого», говорить тот же Котошихин, «что прежние цари давывали, и не спрашивали (бояре), потому что разумели его гораздо тихим».
В самом характере власти московских государей новой династии можно заметить значительное отличие сравнительно с властью государей Рюриковичей. Московские великие князья Рюрикова дома смотрели на государство, как на свою наследственную вотчину. Несмотря на то, что они, собирая государство, вели продолжительную борьбу с удельным порядком, они сами держались до конца династии удельных привычек: дробили свою вотчину на уделы. Даже Иван Грозный, который провозгласил себя царем, преемником византийских императоров и имел столь высокое понятие о своей власти, все же выделил из своей вотчины Угличский удел своему младшему сыну Дмитрию.
При государях из дома Романовых эти остатки удельных взглядов исчезают. На государство они смотрят не как на свою вотчину, а как на общественный союз. Цель этого союза — общее благо составляющих его людей. Верховная власть направляет этот союз к общему
благу.
Земств соборы
В первые годы правления Михаила Федоровича (1613 —1619), до возвращения Филарета Никитича из плена, в Москве непрерывно заседал земский собор. Но затем, когда молодой государь приобрел опытность и когда при нем появился такой искусный руководитель, как патриарх Филарет, земский собор теряет свой постоянный характер. Земские соборы созываются только в чрезвычайных случаях, для обсуждения государственных дел особенной важности.
Так, собор 1648 г. созывался для законодательства, для выработки Уложения, собор 1642 г. и затем собор 1653 г. для решения главнейших вопросов внешней политики. Именно на соборе 1642 г. был решен отрицательно вопрос, вступать ли в войну с Турцией из-за Азова, а на соборе 1653 г. был, как увидим ниже, решен положительно вопрос, присоединить ли к Московскому государству Малороссию и начинать ли из-за нее войну с Польшей.
В XVII веке окончательно определился состав земскаго собора. В состав собора входили:
- а) Освященный собор — патриарх с высшим духовенством;
- б) боярская дума;
- в) выборные представители от всех чинов служилых людей московских и уездных;
- г) выборные представители от посадских людей, а именно: от трех высших московских
корпораций: гостей, гостиной и суконной сотен, от московских черных сотен и слобод и от провинциальных посадов.
Боярская дума
Итак, земские соборы в XVII в. собирались в экстренных случаях. Постоянным советом при московских государях была боярская дума. В думе обсуждались проекты новых законов. На рассмотрение думы поступали судебные дела, которые не могли быть решены в судебных приказах вследствие отсутствия или неясности законов. Дума решала также вопросы внешней политики и внутреннего управления. Вопросы по тем или другим делам вносились на рассмотрение думы по указанно государя. Но государь мог и один решить дело, не обращаясь за советом к думе.
В составь думы входили все наличные думные чины:
- бояре,
- окольничие,
- думные дворяне.
Но в действительности в заседаниях думы принимали участие только те из думных людей, которые находились в Москве.
Много думных людей было всегда в отлучках: в посольствах, на воеводствах, на театре военных действий — в армии. Ежедневно на рассвете думные чины съезжались во дворец ударить челом государю. Отслушав в одной нз дворцовых церквей заутреню, государь открывал сидение с боярами «о делах». т.-е. заседание думы, лично в ней председательствуя.
Затем заседание прерывалось, и государь в сопровождении думы отправлялся к обедне в дворцовую церковь или в один из соборов или монастырей. Вернувшись из церкви домой, пообедав и соснув после обеда, бояре вновь съезжались во дворец на вечернее заседание думы.
Постоянного места заседаний не было. Дума собиралась то в той, то в другой из палат кремлевского дворца. Иногда заседание происходило в «комнате», в кабинете государя.
Члены думы рассаживались на скамьях, строго соблюдая местнический порядок: окольничие под боярами, думные дворяне под окольничими. В заседании думы присутствовали стоя «думные дьяки» (государственные секретари). Думные дьяки докладывали дело и затем записывали на докладе принятое думой решение.
Известный уже нам Котошихин так описывает ход обсуждешя дела: когда «лучитца (случится) царю мысль свою о чем обьявити (боярам), и он им, обьявя, приказывает, чтоб они, бояре и думные люди, помысля, к тому делу дали способ. И они мысль свою к способу обявливают. А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают».
Никаких баллотировок в думе пе происходило. Решения думы должны были приниматься единогласно. Приговор думы излагался, начинаясь словами: «Государь указал и бояре приговорили».
Приказы
Текущие дела управления велись особыми учреждениями — приказами. Каждый приказ заведывал особою отраслью государственных дел. Так
- Посольский приказ вел дипломатические сношения с иностранными государствами,
- Разрядный приказ или Разряды ведал службу служилых людей,
- Поместный приказ ведал поземельные дела служилых людей,
- приказы Большого Дворца или Большой дворец управлял придворною частью дворцовыми хозяйством,
- приказы Большой Казны и приказы Большого Прихода заведывали финансами государства — сбором податей и выдачей денег на расходы,
- приказ Казанского дворца управлял территорией бывших Казанского и Астраханского царств, областью среднего и нижнего Поволжья,
- Сибирский приказ управлял Сибирью, в которой казаки захватывали земли, продвигаясь все далее к востоку, пока не достигли берегов Тихого океана.
Всего приказов в XVII в. насчитывалось до 50. На ряду с крупными приказами, ведавшими важнейшие государственные дела, как, например, Посольский, Поместный, Разряды, стояли приказы, ведавшие очень незначительное дело, например, Каменный приказ, заведывавший строением в Кремле каменных зданий.
Строгого порядка в распределении дел по приказами не было. В одном и том же приказы соединялись иногда совсем различные дела. Так, например, Посольский приказ, ведая иностранные дела, в то же время управляли несколькими небольшими городами. Управлять приказами назначались и бояре, и окольничие, и думные дворяне, и думные дьяки, менее важными приказами заведывали простые дьяки.
Большая часть приказов помещалась в Кремле в длинном двухэтажном здании, находившемся против колокольни Ивана Великого. В каждом приказе имелась присутственная комната «казенка», где за столом, покрытым сукном, заседал начальник приказа. В других горницах приказа сидели более или менее многочисленные подьячие, писавшие бумаги.
Площадь между колокольней и зданием приказов носила название Ивановской. В будни она всегда была полна народу. В здание приказов входило и оттуда выходило множество лиц: важно шествовали дьяки и «старые» (старшие) подьячие, сновал мелкий приказный люд: подьячие средней и меньшей статей, суетливо спешили низшие служители приказов: недельщики (судебные пристава), ездоки (рассыльные), сторожа.
Всегда толкалась здесь толпа разного рода челобитчиков, обращавшихся в приказы по личным и общественным делам: служилые люди с просьбами о жалованье и о разных служебных назначениях, «мирские посыльщики» — ходатаи от посадских и крестьянских, обществ, черное и белое духовенство по своим хозяйственным делам.
Являлись тяжущиеся, истцы и ответчики со своими свидетелями, так, как в каждом приказе производился и суд над лицами, находившимися в ведомстве этого приказа. На площади сидели «площадные подьячие», писавшие по найму просителям челобитные и разного рода документы.
Биричи крикливо объявляли новые царские указы. Шум всей этой толпы увеличивался еще воплями наказуемых, над которыми под окнами приказов производили экзекуции: «били батогами (палками) нещадно». Сюда же выводили недоимщиков, не уплативших податей «на правеж», который заключался в ежедневном двукратном утром и вечером битье их палками по ногам.
«Кричать во всю Ивановскую» и значило кричать так, чтобы заглушить шум толпы на Ивановской площади перед приказами.
Местное управление
В местном управлении в XVII в. произошли значительные перемены. Как припомним, при Грозном отменена была посылка по городам и волостям наместников и волостелей — кормленщиков. Самому обществу было предоставлено выбирать должностных лиц. Введено было местное самоуправление. В городах посадские люди, собираясь на посадский сход, выбирали земского старосту с целовальниками для сбора податей и для отправления правосудия.
В волостях, населенных черносошными крестьянами на севере, такие же земские старосты выбирались на волостных сходах. Все члены звездного населения: духовенство, служилые люди, посадские люди и крестьяне на общем уездном съезде выбирали губного старосту из детей боярских. Губные старосты преследовали и казнили лихих люден, разбойников и убийц. В смутное время и многие годы после него государство было наводнено бродячими казачьими и разбойничьими шайками. Очищать от них уезды было важнейшим делом местных властей. Для борьбы с этими шайками недостаточно было одних губных старост с целовальниками; нужна была военная власть в уездах.
В города с уездами стали посылаться воеводы, которым поручалось и
командование военными силами, и гражданское управление в уезде. Органы местного самоуправления: губные и земские старосты были подчинены воеводам. Воеводское управление должно было отличаться от управления наместников и волостелей.
Кормленщики, управляя, содержались самим населением. Воевода получал казенное жалованье: земельное — в виде поместья и денежное. Но на деле воеводы собирали с населения такие же поборы, как прежние кормленщики. Земский староста постоянно должен был носить на воеводский двор разного рода съестные припасы: мясо, рыбу, пироги, калачи, а нередко и «деньги в бумажке в почесть» воеводе, жене и детям воеводским и их многочисленной дворне.
Население городов и уездов постоянно обращалось к государю с жалобами на притеснения от воевод. Государи положили много забот на устранение этого зла. Чтобы уменьшить воеводские злоупотребления, воевод часто меняли, назначая их на короткой срок: на год, на два, при чем новый воевода, вступая в должность, должен был ревизовать сменявшегося воеводу. Но эти меры мало помогали.
Материал создан: 09.12.2015